Как ставить лодку на якорь

Как заякорить лодку

Неправильная постановка надувной лодки может испортить всю рыбалку, и вместо активного отдыха, можно получить плохое настроение и разочарование процессом рыбалки. Если неправильно заякориться, то может получится самая настоящая “болтанка”, которая будет бросать легкую лодку в разные стороны, в зависимости от направления волн и порывов ветра. Чтобы избежать подобных неприятностей и процесс рыбалки с лодки приносил только удовольствие, необходимо правильно заякорить лодку.

Поставить лодку на растяжки достаточно просто. Чтобы лодка стояла при любой допустимой волне и ветре, необходимо подобрать правильные груза, как не слишком тяжелые, так и не слишком легкие. К примеру, для распространенной надувной лодки из ПВХ длиной около 3 метров, высотой борта около 40 см, подойдут груза от 12 до 15 кг. Если дно илистое, то груз можно уменьшить на 10-20%, но на песочном дне при сильном ветре, такой груз может стянуть. Для установки лодки необходимо иметь два одинаковых груза.

Веревки для якоря необходимы длинные, с минимальной растяжимостью, выполненные из синтетического материала, который не гниет и не портится в воде от долгого пребывания. С помощью которых легко вытаскивать груз с борта лодки. При глубине 7-10 метров на первый груз, необходимо примерно около 25-30 метров веревки, на второй в два раза меньше, то есть 12-15 метров. При постановки лодки в более глубоких местах придется пропорционально увеличивать длину веревки. По своему опыту могу сказать следующее, чем дальше лодка от якоря, и чем больше угол наклона веревки к дну озера, тем надежнее будет стоять лодка даже при большой волне и сильном ветре. Якоря будут надежно впиваться в дно и не давать лодке сходить с места. Чтобы заякорить лодку в хорошую погоду, достаточно следовать стандартным рекомендациям постановки.

Установка на растяжки

Способ закрепления лодки на растяжки заключается в построении геометрической фигуры трапеция. При этом лодка располагается параллельно дну, а веревки идут к грузам. Веревки от лодки натянуты и расположены в линию, лодку не разворачивает, а поступающая нагрузка на груза распределяется равномерно когда волна или ветер бьют в борт лодки. И если даже на лодку поступают достаточно сильные ударные волны, нагрузка все равно будет одинакова на оба груза, и становится очень сложно стянуть ее с грузов.

Для постановки лодки на растяжки необходимо определить направление ветра, а еще лучше заранее посмотреть прогноз погоды, уточнить скорость и направление ветра в течении времени, отведенного на рыбалку. Достаточно часто, с утра может быть одно направление ветра, а днем или вечером другое. Обладая этой информацией, будет значительно проще ориентироваться по сторонам, и значительно проще сориентироваться, как правильно заякорить лодку по направлению ветра.

После прибытия на место ловли, необходимо выполнить ряд шагов по установке и растяжке надувной лодки:

  1. Установить лодку перпендикулярно ветру и отплыть от требуемого места ловли на расстояние 5-6 метров (зависит от глубины) и сбросить первый груз с длинной веревкой на дно.
  2. Далее сплавиться на лодке перпендикулярно ветру, на всю оставшуюся веревку и натянуть ее, немного подергать за веревку 2-3 раза, чтобы груз заилился и хорошо держался за дно. Ветер должен также бить в борт.
  3. Сбросить второй груз, чтобы первая веревка была не в натяжку, а с некоторой слабиной.
  4. Теперь, взявшись за первую длинную веревку, натянуть лодку, которая начнет двигаться назад. Как только поймете, что лодка застопорилась закрепить длинный шнур на лодке.

Рыбачить нужно с обратной стороны борта в кормовой ее части по направлению ветра. Ветер должен дуть в борт и в спину, а нагрузка будет распределена одинаково на обе веревки и груза одновременно. Такая конструкция позволяет лодке стоять на растяжке и быть надежно заякореной. При такой постановке, оба груза будут находятся на одинаковом расстоянии от лодки, не будут мешать ловить рыбу с борта.

Если в месте постановки лодки обильно растут водоросли выступающие на поверхность, длинные веревки не обязательно. Достаточно опустить их вертикально вниз. Водоросли будут заплетаться за веревки груза и не дадут ей двигаться даже при сильном ветре.

Как снять лодку с якоря

Вымотанную длинную веревку необходимо снова сбросить с лодки обратно в воду. Затем вытягивайте короткую веревку, потягивая ее с грузом в лодку. Затем переходим в нос лодки и вытаскиваем второй груз.

Ставим лодку на якорь.

#382901 Nik(дядьКоля)

Дата регистрации: 22-Июнь 14

  • Отправить ЛС
    • Город: СССР

    Тема о постановке лодки на якорь.

    На течении или стоячей воде. Для рыбалки на спиннинг или на донки. Надувная лодка или в жестком корпусе — всё это важно, когда выбираете — как будете фиксировать свою лодку, на воде.

    Просьба, в этой теме — воздержаться от флуда. Если хочется «просто поговорить» или поговорить о важном, но совершенно не относящемся к теме постановки на якорь — воспользуйтесь кнопкой «Ответить во Флудильне».

    Флуд — будет удаляться модераторами, без объяснений и предупреждений. Злостные флудеры, так же — без предупреждений, могут отправиться в бан.

    #1 НЕМО

    Дата регистрации: 23-Июнь 14

  • Отправить ЛС
    • Город: Барнаул

    по якорю . привязываешь верёвку от носового рыма (кольцо на носу ) до леера на корме (в том месте куда ты дотягиваешься , сидя на банке , свободно ) . верёвку привязываешь внатяг , как струна . на верёвке одето кольцо из металла (у меня карабин пристёгнут ) . когда якоришься , то якорь вяжешь к этому кольцу , которое свободно скользит по верёвке , от леера , до носового рыма . при постановке на якорь , кольцо уходит на нос и получается , что точка крепления якоря на носу и ходить туда не надо , всё вяжется не вставая с банки . кто не знал тыкайте спасибо учитель , я вас пересчитаю )))

    • Гость—, ФокС, BratAnt и 7 другим это нравится

    #2 Sha@

    Дата регистрации: 24-Июнь 14

  • Отправить ЛС
    • Город: Барнаул

    Речь, изначально, шла о постановке на якорь вообще. При ветре, не не ловил ни разу, куды мне. На Обь, дык там всегда «Омский штиль», а на Днепре и подавно, там же курорт, откуда там ветер.

    Алексей, сами придумали способ постановки на якорь? Или подглядели где? Я вот например и не думал, что так можно доработать постановку на шпринг. Вот хорошее, всегда враг лучшего. Классический способ менее удобный. Хотя позволяет выставлять лодку под углом который хочется, относительно ветра и течения. Не тему сносит, тянет. Якорь нормальный приобретите.

    #3 ovkos

    Дата регистрации: 23-Июнь 14

  • Отправить ЛС
    • Город: Рубцовск

    Я думаю, что проблема с диаметром веревки и прорезью в рыме надуманная. Сам никогда не пользовался прорезью, веревка 6мм, приезжая на конкретный водоем и зная в нем глубину отматываю с мотовила, на котором хранится веревка, чуть больше, чем буду спускать в воду и все это наматываю на рым. Остановившись на точке, просто сматываю с рыма необходимое количество веревки и все, на рыме еще остается несколько витков которые и держат и не дают соскальзывать веревке.

    ИМХО удобство рыма заключается в том, что на нем хранится рабочий участок веревки, при смене точек и не надо фиксировать веревку при сбросе якоря никакими узлами, как это делают используя ручки или уключины

    Сообщение отредактировал ovkos: 06 Июнь 2015 — 10:32

    • Nik(дядьКоля), Vovan, Георгич и 2 другим это нравится

    #4 гость*

    Дата регистрации: 24-Июнь 14

    Все не теряю надежду, ставить лодку бортом поперёк течения. Что бы комфортнее рыбачить было. Неприятно на двигатель смотреть. Фень-шуй плохой

    С килем по феншую вдоль!)))

    • Алексей Евгеньич это нравится

    #5 Nik(дядьКоля)

    Дата регистрации: 22-Июнь 14

  • Отправить ЛС
    • Город: СССР

    В общем то, согласен.

    «Но, есть нюансы» (с)

    Когда рыбачишь на течении, на спиннинг — да, удобнее и как мне кажется, гораздо правильнее якорить лодку за нос и ставить вдоль течения.

    А вот — когда ты рыбачишь на донки (спускники) на реке. И мимо тебя, по середине реки, время от времени проходят лодки — лучше вставать поперёк течения, кормой к берегу и носом — к ,проходящим мимо, лодками (если конечно, стоишь не по середине, а ближе к берегу и тебя обходят — в основном с носовой части).

    Волна от проходящих лодок, при такой постановке — бьёт тебе не в борт, а в нос лодки. Твою лодку меньше раскачивает.

    Но это так, чистая теоретика. Я не доночник. Так — давно как то, несколько раз ловил мирную рыбу на спускники, донки. Ловил с дюралек (К5, Прогресс4) и сделал вывод, что якориться лучше на два якоря — кормой к берегу и носом, к проходящим по середине реки, лодкам.

    Когда ловлю, как всегда — на спиннинг, никак иначе (на реке), кроме как вдоль течения, привязавшись «за нос» — не якорюсь. Говорю о лодках жесткого корпуса 4,2 — 5м.

    Хотя, для короткой надувной лодки — возможно и без разницы — как вязаться.

    Как правильно заякорить лодку на течении

    Привет всем! Сегодня хочу поднять наболевшую тему якорей для лодок. Буду затрагивать много вопросов, постараюсь кратко и максимально понятно ответить на них.

    Оглавление:

    Как заякорить лодку ПВХ на течении

    Как заякорить лодку ПВХ на озере

    Какие бывают якоря и сколько стоят

    Самодельные якоря. Делаем якорь своими руками

    Как заякорить лодку ПВХ на течении

    Ничего сложного нет, все просто. Соблюдайте эти 3 правила:

    • Кидаете носовой якорь и опускаете по течению до предела якорного каната
    • Затем бросаете в воду кормовой якорь и начинаете подтягиваться на носовом якоре
    • Далее, выбрав подходящую длину обоих якорных канатов, стопорите их
    Читать еще:  Как сделать капучино в кофемашине видео

    Я якорю лодку на течении, таким способом.

    При таком положении якорей — лодка будет стоять стабильно не только на течении, но и при ветре.

    А еще, при стоянке на течении ( но без ветра) можно просто один якорь опустить в воду слева, затем отойти на несколько метров вправо и опустить там второй якорь.

    Потом на обоих якорях спуститься по течению на ровную для них длину якорного троса. Получится как бы треугольник.

    Как заякорить лодку ПВХ на озере

    На озере обычно встают на растяжку. Кидаете один якорь с носа лодки, слева якорь бросаете и справа (бросать нужно не прям под лодку). На озере нужно 3 якоря. Затем нужно хорошо натянуть веревки. При такой растяжки ветер не страшен, лодка будет уверенно стоять на воде.

    Обычно, в качестве якоря на озере, используют сумку с камнями. Как правило, на берегу очень много камней и можно спокойно набить сумку.

    Я не стал заморачиваться, выдумывать велосипед и прыгать по берегу в поисках камней. Это все дело отнимает время, а время на вес золота. Да и если честно, веревки сильно не натянешь с таким «якорем». А это значительный минус!

    Я сделал себе простые якоря своими руками. Они не тяжелые и таскать их не составит большого труда. Вес одного якоря 300 грамм. Здесь главное не вес, а задача хорошо зацепиться за дно. Все просто и ничего сложного. О том, как сделать такой якорь, читайте ниже.

    Какие бывают якоря и сколько стоят

    Разновидностей якорей очень много. Я буду говорить о якорях, которые можно свободно купить в рыболовных магазинах. Для начала немного вводной информации, как вообще выбрать якорь для лодки ПВХ:

    По каким параметрам выбирают якорь для лодки?

    Масса лодки. Вес якоря, который подойдет для Вашей лодки, высчитывается по формуле или определяется по таблице. Проделав то или другое, становится ясно, что для лодки водоизмещением 500 кг, нужен якорь весом 5-6 кг, а для лодки 250 кг – 2.5-3 кг. Таким образом, напрашивается вывод, что якорь для лодки должен быть примерно в 10 раз легче этой самой лодки.

    Длина лодки. Также справедливо и другое правило: вес якоря должен составлять 1% от длины лодки. Например, якорь для лодки ПВХ весом 2.8 кг подойдет к моторке длиной 280 см.

    Особенности водоема: тип грунта, наличие течения, волн и ветра.

    Форма якоря для резиновой лодки в зависимости от грунта:

    Адмиралтейский – это классический якорь для лодки, который мы с детства видим на картинках, в кино и мультиках. Он подходит к любому типу грунта, но обладает меньшей держащей силой по сравнению с другими видами якорей.

    Дэнфорта – бесштоковый якорь для лодки ПВХ, наделенный повышенной держащей силой. Модель имеет две плоские лапы с выпуклой поверхностью, напоминающие коготь. Изделие хорошо цепляется за дно. Удобство транспортировки обеспечивает складной механизм. Купить якорь для лодки Дэнфорта рекомендуем, если Вы путешествуете по водоему с галечным дном.

    Якорь Матросова – изделие со штоком и вертикальными «щечками» на каждой из двух лап. Модель хуже Дэнфорта держит судно на песке, но отлично справляется со своей задачей на камнях. Кроме того, этот якорь для лодки надежен, даже если судно делает разворот на 360°. Самая маленькая модель весит 5 кг. Поэтому, если у Вас большая моторная лодка, катер или РИБ, то для них лучше купить якорь для лодки Матросова.

    Якорь Брюса напоминает плуг. Каждый килограмм его веса способен удерживать 30 кг. Устройство отлично заглубляется при любом варианте падения. Однако и вынуть его из грунта гораздо труднее, чем например якорь Дэнфорта.

    Якорь Атвуд создан американскими разработчиками. Он имеет компактные размеры, что очень важно для надувной лодки. Благодаря своей грибовидной форме, якорь трехлепестковый Атвуд закрепляется в грунте двумя способами: зацеплением и присасыванием. Изделие не имеет острых краев, а значит, не может повредить материал надувной лодки. Такой якорь для лодки ПВХ легко извлекается из грунта, а его корпус обрезинен.

    Якорь-кошка не входит в категорию признанных, однако, очень часто используется на надувных лодках. Складная конструкция обеспечивает компактные транспортные размеры и делает невозможным повреждение лодки. Большинство владельцев резиновых лодок предпочитают купить якорь кошку. Он выпускается весом 1.5-12 кг. Масса увеличивается с шагом в 0.5 кг. Данный якорь для лодки стоит недорого, а кроме того, универсален, поскольку может использоваться на любом грунте.

    Здесь можно ознакомиться с ценами на якоря для лодок и заказать.

    Самодельные якоря. Делаем якорь своими руками

    Чтобы сделать якорь нам понадобиться:

    • Металлическая трубка
    • Стальная проволока

    Я нашел в гараже нержавеющую трубку и отпилил 10 см. Затем взял проволоку длинной 30 см (2 шт) и согнул ее пополам. Далее я просунул ее через трубку и загнул.

    Концы нашей проволоки я заточил болгаркой. Все, вот и весь якорь. Его вес получился примерно 300 гр. На изготовление одного якоря у меня ушло 10 минут.

    Теперь хочу уделить внимание одному нюансу. Когда будете выбирать проволоку, смотрите, чтобы она смогла выдержать лодку на течении. Нам нужна такая проволока, чтобы при зацепе потянув хорошо за шнур, она разогнулась и мы спокойно достали якорь. Но и в тоже время, нужно чтобы проволока не разгибалась держа лодку на течении. В качестве шнура я использую капрон.

    У меня получился вот такого плана якорь.

    Даже, если вдруг, якорь каким-то чудом перепутается в корягах, будет не так жалко его отрывать. Заводской якорь такого типа стоит около 700 рублей.

    На этом у меня все! Всем удачи.

    1. Сергей ответил:

    Я себе смастерил якорь из автомобильного тормозного диска. Быстро и просто, денежных затрат ни каких)

    Никита Вихров ответил:

    Я использую грибовидной формы якорь,он очень хорош для «надувалок» На вид выглядит очень просто, но свои основные функции выполняет на все 100%. По весу может быть 4-6 килограмм. Он не имеет острых краев, и потому не может разорвать лодку. Работает на любой поверхности и не застревает.

    Какой Вы используете якорь?Возможно у Вас есть свои рекомендации относительно выбора якоря!

    Admin ответил:

    При ловле с лодки на наших реках можно применять практически любый типы якорей. Самими распространенными являются грибовидный, плуг, якорь Холла, якорь Денфорта и кошка. В закоряженных местах лучше использовать якорь Холла или Денфорта, с двойным креплением, которое позволяет в случае зацепа без проблем освободиться. Остальные типы якорей хороши на чистом дне с разной структурой грунта.

    Как ставить лодку на якорь

    Об установке надувной лодки на воде

    Надувную лодку на воде устанавливают двумя способами — либо с помощью кольев, либо на якоря. Первый вариант возможен лишь на участках глубиной не более 1-1,5 м, и то если ветер не очень сильный. Чаще же рыболовы используют якорь.

    Якоря можно купить, но они не всем по карману и далеко не всегда устраивают владельцев резиновых надувных лодок. Рыболовы нередко делают их сами из недефицитных подручных материалов (металлические пластины, трубы, пруты, арматура). Есть очень интересные конструкции.

    Удобен при перевозке и довольно неплохо держит лодку якорь следующего устройства (рис.1).

    Рис. 1. Носовой якорь:
    а — детали якоря; б — якорь в собранном виде.

    В нижней части железного стержня (диаметром 20-25 мм) в 2-3 см от конца сверлим два взаимно перпендикулярных поперечных отверстия диаметром 5-6 мм, которые должны чуть-чуть между собой соприкасаться — это нужно для закрепления установленных в них лапок одним крепежным болтом.

    С торца по центру стержня делаем еще одно отверстие до ближнего поперечного отверстия. В нем нарезаем резьбу для крепежного болта. Чтобы было удобнее его вворачивать, к головке крепежного болта привариваем вороток из толстой железной проволоки или обрезанного гвоздя длиной 40-45 мм.

    Вставив в поперечные отверстия два изогнутых отрезка толстой проволоки длиной 20-22 см и затянув крепежный болт, получим якорь сравнительно небольших размеров и веса. В разобранном виде его можно положить в рюкзак. Запас якорной веревки удобно держать на мотовильце, но не на фанерном (оно довольно быстро приходит в негодность), а вырезанном или выточенном из куска дерева.

    Те, кто ловит рыбу в водоемах без течения, знают, как важно установить лодку таким образом, чтобы ее движения из стороны в сторону под действием ветра были незначительными.

    Лучше всего ставить ее так, чтобы ветер дул рыболову в спину, когда он сидит лицом к корме. Очень многое в том случае зависит от самих якорей и рабочей длины якорных канатиков.

    Кормовой якорь должен быть компактным, достаточно тяжелым, он должен легко сцепляться с грунтом и не должен перемещаться по дну. Существует немало конструкций таких якорей. Я на протяжении многих лет пользуюсь при ловле на глубинах до 5-6 м якорем достаточно простой конструкции (рис.2).

    Рис. 2. Кормовой якорь.

    Главная проблема — найти достаточно толстую (10-12 мм) железную пластину. Из нее вырезаем квадрат стороной около 15 см. К нижней стороне заготовки к вершинам и к центру перпендикулярно поверхности привариваем железные штыри диаметром 5-6 мм длиной 35-40 мм, а к центру с противоположной стороны привариваем ушко для крепления якорного канатика. Штыри нужны для лучшего сцепления с грунтом.

    Читать еще:  Как смазать компьютерное кресло

    Если якорь оказался недостаточно тяжелым, то это дело поправимо. Надо к центру с внешней стороны приварить (можно припаять) небольшой отрезок железной трубки диаметром 40-50 мм и залить его расплавленным свинцом.

    Все острые кромки якоря следует сточить и закруглить, чтобы избежать нежелательных последствий при его соприкосновении с бортами лодки.

    Как лучше установить и закрепить лодку на воде?

    Рыболов, выплыв на интересующий его участок водоема, опускает носовой якорь, дает лодке под действием ветра немного сплыть, чтобы лапки якоря надежнее зацепились за грунт. Чем сильнее ветер, тем больше надо сплавить лодку. Устанавливать ее почти над якорем нельзя — от этого снижается надежность крепления, и порывы ветра, даже не очень сильные, могут сдвинуть ваше плавсредство.

    Теперь якорный канатик (синтетический шнур сечением не менее 4-5 мм) привязываем. Я это делаю так. К носу и корме моей лодки приклеены причальные шайбы. К этим резиновым «чалкам» привязываю прочные синтетические шнуры с небольшими (длина 35-40 мм) металлическими карабинами на конце. Носовой шнур должен быть в длину 30-35 см, а кормовой — 8-10 см. Понадобятся еще два металлических кольца диаметром 12-13 мм из проволоки сечением не менее 2 мм. Хорошо подходят для этого сталистые кольца карниза «Струна».

    В походном состоянии кольцо пристегивается к карабину.

    Когда лодка находится на нужном расстоянии от якоря, рыболов должен вытащить колечко из карабина и ввести в него вдвое сложенный канатик. Получившуюся петлю он надевает на кольцо, туго затягивает до получения узла и крепит кольцо к карабину. Для освобождения канатика достаточно вынуть кольцо из карабина, ослабить узел и вытащить канатик из кольца (рис.3).

    Рис. 3. Крепление якорного канатика к лодке.

    Установка кормового якоря имеет некоторые особенности. Канатик можно крепить так же, но колечко к карабину должно быть прикреплено так, чтобы при якоре, опущенном вертикально на дно, наблюдалось небольшое (примерно 4-5 см) провисание канатика.

    Затем рыболов приподнимает якорь со дна и, дождавшись стабильного положения лодки относительно ветра (лодка должна быть расположена строго по его направлению), быстро отпускает канатик. Якорь уходит в грунт до пластины и надежно сцепляется с дном, особенно если оно илистое или песчано-илистое.

    Когда направление ветра изменится, рыболову следует приподнять кормовой якорь и, дождавшись поворота лодки «по ветру», быстро опустить его.

    Когда рыболов сидит на банке лицом к корме, в качестве концевой опоры для удилищ (передней является борт) удобно использовать деревянный брусок квадратного сечения длиной 1,2-1,3 м, который закрепляется поперек лодки. Для этого к бортам приклеиваются круглыми латками шнуры длиной 28-30 см. Ими-то и привязывается опора к бортам лодки обычным узлом, как при шнуровке ботинок. Грани бруска в местах привязки следует скруглить, чтобы опора в закрепленном состоянии не перемещалась продольно.

    На нижней стороне опоры надо сделать несколько пазов глубиной 15 мм и шириной 25 мм для фиксации комлей удилищ. Справа на верхней поверхности опоры, в 20 см от конца, следует сделать небольшой паз для подвешивания садка (рис.4).

    Рис. 4. Держатель удилищ.

    Нияз ты какого года журналы смотришь? Не иначе 70гг. И лодка еще «Омега»и «Язь» на картинке.Раритет!

    чукча, На первом фото «Нырок» одноместный, потом «Стриж», а на последнем фото ЛНГ -2 (у меня все эти лодки в свое время были!)

    А поднять его чего стоит. Планировать будет в толще воды!
    Мне понравился 3 рис., там интересная схема крепления якорной веревки, простая и удобная!

    Якорная стоянка судна

    Как правильно встать на якорь. Отдать якорь — не вопрос, потом его надо еще поднять.

    При выборе якорной стоянки необходимо учитывать течение и направление ветра, которое может меняться. Необходимо определить удаленность от судового хода, берега и других судов: если направление ветра изменилось, ваше судно не должно попасть на судовой ход, навалиться на другое судно, берег или мель.

    На тихой воде стоять лучше. Глубина якорной стоянки выбирается с учетом того, что на мелком месте волна круче. Следует иметь в виду, что на зарегулированных реках повышается и понижается уровень воды в зависимости от работы шлюза или плотины.

    Если берег недалеко, и он песчаный, глинистый или галечный — можно с большой долей вероятности предположить, что дно такое же. Если берег каменистый, на дне могут быть валуны или жидкий ил и т.д.

    Если в силу каких-либо обстоятельств берега не видно (ночь, туман и т.д.), дно лучше прощупать наметкой, лотом или другим тяжелым предметом, опуская его вертикально. На твердом грунте, гальке, камнях якоря держат хуже, чем на песке или глине.

    Перед отдачей якоря необходимо, чтобы судно не имело хода вперед или тихо двигалось назад. Если судно идет вперед, а вы не померили глубину, есть вероятность проломить днище о собственный якорь. Позаботьтесь о том, чтобы якорный канат был предварительно сложен аккуратными шлагами (кругами), и кто-то из членов команды не попал ногой в колышку, а другой конец якорного каната был закреплен. В практике известны случаи, когда вместе с якорями уходил и якорный канат.

    Для того, чтобы судно надежно стояло на якоре, необходимо вытравить (выпустить) цепи — 4 глубины, цепи с якорным канатом — 6 глубин, якорного каната — 10 глубин на якорной стоянке в зависимости от плотности грунта, конструкции якоря и парусности судна. А это порядка 5-8 градусов наклона якорного каната ко дну. И чем меньше угол, тем лучше держит якорь.

    Для того, чтобы якорь быстрее вошел в грунт и потом лучше держал, рекомендуется к якорной скобе сначала крепить цепь со звеном калибра 6-8 мм и длиной 1,5-2 метра, а к цепи — якорный канат. Цепь ложится на дно и стремится положить веретено якоря. Кроме того, она не позволит канату перетереться о дно

    Схема стоянки на якоре, фото kateralodki.ru

    После того как якорь отдали, следите за якорным канатом. Если он натянулся, а потом опять ослаб — значит якорь «забрал» (вошел в грунт) и потянул к себе судно за счет растяжения каната. Если якорный канат периодически натягивается и ослабевает, вибрирует, значит якорь ползет по дну. Надо увеличивать длину якорного каната, уменьшать угол. Если и это не помогает, нужно поискать другую якорную стоянку. Здесь плохой грунт, сильный ветер, волны или течение.

    Если грунт засорен обломками камней, топляками (утонувшие деревья) или другими предметами, есть вероятность якорь не поднять.

    Схема установки буйка на якорь

    Будет очень предусмотрительно с вашей стороны, если вы к якорю с противоположной стороны от якорного каната привяжете буйреп (линь) с буйком. Длина буйрепа 1,2-1,4 глубины отдачи якоря.

    После того, как вы убедились, что якорь держит, необходимо якорный канат закрепить на борту судна. Следует помнить, что во время стоянки судно будет все время на волне качаться, а якорный канат тереться о детали корпуса. Если это стеклопластиковая палуба, то за ночь канат может ее протереть насквозь, поэтому канат нужно обязательно пропустить через металлическую киповую планку, кнехт, клюз или что-то подобное им.

    Сейчас делают специальные утки, у которых есть основание, отогнутое вниз к борту. На это металлическое основание и ложится якорный канат. Следует помнить, что якорный канат так же перетирается, его нужно защищать, обмотать ветошью, брезентом, подложить войлок. В любом случае нельзя допускать, чтобы якорный канат долго терся одним и тем же местом. Периодически его надо либо подбирать, либо травить. Это должно быть под контролем.

    При съемке с якоря нужно подтянуться к нему или подойти малым ходом и встать таким образом, чтобы якорный канат принял вертикальное положение, после чего якорь поднять на палубу или втянуть в клюз. Но якорь не поднимается. Надо попытаться оторвать его, маневрируя судном, при вертикально стоящем якорном канате. Сделать это надо осторожно на малых оборотах двигателя. Если не поможет, попробуйте поднять за буйреп, меняя направление приложения усилия с разных сторон.

    Есть еще один способ оторвать якорь от грунта. Для этого имеющиеся на борту люди должны сосредоточиться на одном борту. При этом необходимо, чтобы капитан руководил операцией, а экипаж четко выполнял команды, иначе можно перевернуть судно. Когда судно накренено, необходимо якорный канат прикрепить к борту и перейти на другой борт.

    Следует ожидать того, что когда якорь оторвется от грунта, судно резко перевалится на противоположный борт. Необходимо быть предельно осторожным. Если не вышло и в этом случае, значит, якорь потерян. Дело обычное. При длительном плавании должен быть запасной якорь.

    В случае опасности навала стоящего на якоре судна, на камни, мель, другие препятствия или если есть сомнения, что один якорь не удержит, нужно отдать второй якорь. Он, как правило, меньше основного. Для этого второй якорь кладется на некотором расстоянии в сторону от основного. Между якорным канатом основного якоря и дополнительного, после постановки судна на якорь, должен быть угол равный 20-30 градусов. Чтобы судно не водило ветром, с кормы на дно можно опустить какой-либо груз.

    Может быть так, что нужно замедлить ход судна или по каким-то причинам на некоторое время лечь в дрейф. Для этого существует плавучий якорь. Он сможет удерживать нос вашего судна против волны, не позволяя развернуться к ней бортом, что наиболее опасно.

    Плавучий якорь — это усеченный конус, сшитый из парусины или другого плотного материала. Основание конуса — диаметр 500-600 мм, диаметр срезанной вершины — 70-100 мм. Длина — 1000-1100 мм. В основание вставляют жесткий обруч, обшивают парусиной и прикрепляют четыре поводка длиной 700-800 мм, на конце которых делается огон (петля). К огону крепится якорный кант. К усеченной вершине конуса крепится прочный линь, за который плавучий якорь выбирается. Длина линя должна быть несколько больше вытравленного якорного каната.

    Читать еще:  Как снять муфту с вала электродвигателя

    Следует заметить, что в случае отсутствия плавучего якоря, можно использовать обычное ведро с выбитым дном или петлю имеющегося троса общей длиной 100-120 метров.

    В практике судовождения бывают случаи, когда нужно встать около берега, в том числе и на ночь, а до ближайших деревьев и кустов далеко, или их вообще нет. Одна луговина. Для швартовки к берегу хорошо зарекомендовал себя сухой якорь.

    Схема сухого якоря

    Как он изготовлен видно из рисунка. Для того, чтобы якорь закрепить на берегу, необходимо взять заостренный металлический прут (арматуру) диаметром 14-16 мм и длиной 1100-1200 мм и забить в грунт на 500-600 мм. Затем на прут одеть пластину, приваренной к ней трубой. Пластину нужно ориентировать перпендикулярно направлению швартового троса. Пластина забивается заподлицо с грунтом. За выступающий над землей остаток прута швартуется судно.

    Для того, чтобы вынуть якорь из грунта, достаточно раскачать и вынуть прут, а затем, действуя прутом, вставленным в трубу, как рычагом вдоль пластины, вынуть пластину.

    Технические параметры: длина стержня — 1200 мм, ширина пластины — 250 мм, длина пластины — 450 мм, толщина — 3 мм, вес — 6 кг. Внутренний диаметр трубы — 1,5 диаметра стержня. Держащая сила (средняя по трем измерениям) — 592 кг (или 98,6 кг на 1 кг веса якоря).

    Позже была изготовлена еще одна пластина — 500х300 — для песчаных грунтов. В течение пяти навигаций сухой якорь надежно удерживал на различных грунтах судно водоизмещением 23 тонны. Для судов меньшего водоизмещения габариты пластин можно уменьшить.

    Рыбалка2000 — fisherman2000.mirtesen.ru

    Последние комментарии

    Как заякорить лодку

    Довольно пожилого вида рыбак причалил к берегу, тяжело переступил через борт надувной лодки онемевшими от долгого некомфортного сидения ногами на землю и сокрушенно проговорил: «Все! Никогда в жизни больше не сяду на эту надувную резинку!»

    Признаться, эти слова знакомого коллеги по рыбалке меня несколько удивили.

    Так в чем же дело? Почему первая же рыбалка с лодки так огорчила этого рыбака?

    Чтобы не было «болтанки»

    Многое прояснилось из дальнейшего с ним разговора. По словам собеседника, даже при малейшем дуновении ветра его лодку сильно разворачивало то в одну, то в другую сторону, в результате чего его удочки стали напоминать длинные маятники, которые «шарахались» то вправо, то влево. И самое неприятное: поплавки из-за этого не стояли на месте, а дергались вслед за «маячившимся» кончиками удилищ. Вот и приходилось ему хвататься то за одно удилище, то за другое, приподнимать их и удерживать при развороте в направлении поплавков.

    Словом, рыбалка была испорчена, вместо прекрасного вида отдыха она превратилась в сплошной мучительный процесс. А все потому, что рыбак по неопытности неправильно заякорился, из-за чего и получилась такая «болтанка». По его же признанию, он сначала опустил один груз и сразу же — другой. Шнуры от обоих грузов ушли под воду в вертикальном положении. А при таком якорении лодка, конечно же, устойчиво фиксироваться на воде не будет. Она не только станет постоянно разворачиваться из стороны в сторону, но и «болтаться» взад-вперед или справа-налево, особенно если ветер часто меняет свое направление.

    Как же правильно заякорить лодку, чтобы избежать ее раскачивания и «болтанки»? Коротко можно сказать так: надо добиться, чтобы передний и задний шнуры (или веревки) с грузами были туго растянуты в противоположных направлениях. А это значит, что они должны уходить под воду не вертикально, как у того горе-рыбака, а под значительным углом. Лишь хорошо натянутые вперед и назад шнуры будут надежно удерживать вашу лодку в зафиксированном положении.

    При этом необходимо помнить, что главная нагрузка по удерживанию заякоренной лодки ложится на задний груз и, соответственно, на задний шнур, особенно при сильном ветре или течении. Поэтому задний груз должен быть значительно тяжелее переднего, ведь передний груз, можно сказать, лишь фиксирует лодку в заданном направлении, в то время как задний груз удерживает ее на месте.

    А чтобы лодка заякорилась надежнее, задний шнур должен быть в полтора-два раза длиннее глубины участка водоема, где вы решили порыбачить. К примеру, если глубина около трех метров, то длина заднего якорного шнура должна быть не менее пяти-шести метров. Длина переднего шнура может быть значительно меньше, лишь чуть превышая глубину водоема.

    При якорении лодки необходимо соблюдать определенную последовательность. Лично я поступаю следующим образом. Опускаю сначала задний груз. Как только он коснулся дна, постепенно уплываю вперед, одновременно распуская сзади шнур от лежащего на дне груза. После того как удалился от груза на расстоянии, вдвое превышающее глубину водоема, опускаю передний груз так, чтобы шнур от него был не в натяжку, а со значительной слабиной (длина шнура должна быть примерно на метр больше глубины водоема). Теперь, взявшись за задний шнур, натягиваю его, в результате чего лодка начинает двигаться назад, к первому грузу. И как только почувствую, что второй шнур натянулся и движение лодки застопорилось, сразу привязываю задний шнур к лодке. Теперь можно быть спокойным: никакая болтанка и раскачивание лодке не грозят.

    Если есть необходимость более надежно заякорить и передний груз (к примеру, при боковом ветре, сильном течении), достаточно использовать более длинный шнур. Однако при этом задний шнур необходимо предварительно распустить соответственно на большую длину. Чтобы затем вновь натянуть его и добиться «равновесия» сторон.

    Конечно, при идеальной погоде, когда тихо и безветренно, можно просто опустить грузы без всякой натяжки шнуров. Но ведь такие погодные условия на рыбалке, сами знаете, бывают крайне редко. Нет необходимости натягивать шнуры в растяжку и при рыбалке на неглубоких, заросших водорослями водоемах.

    С учетом ветра и течения

    Если рыбалка предстоит на стоячей воде, то тут все ясно без лишних слов: лодку надо якорить так, чтобы носом она была против ветра, навстречу волне. Ведь удочки ставятся на кормовую часть, а значит — забрасывать крючок с насадкой по ветру будет значительно легче и удобней, и ветер будет в спину. Кроме того, так безопаснее: при усилении ветра на обширных водоемах возникают большие волны, а подставлять им борт — чревато серьезными последствиями.

    Но как быть, если рыбачишь на течении? Что тут важнее учитывать — направление ветра или течения? Ведь нередко бывает так: что течение направлено в одну сторону, а ветер — против или поперек течения. Тут уж, как говорится, из двух зол надо выбирать меньшее.

    Плохо, конечно, когда ветер мешает забросить удочку, дует сбоку или в лицо. Но еще хуже, если станешь забрасывать удочку по ветру, а поплавок будет нести течением вправо или влево, а то и прижимать к лодке. Леска в таком случае натягивается, поплавок начинает «плясать» на волне, притапливается. Поклевку при этом трудно или вообще невозможно заметить.

    Поэтому выход остается только один: якориться надо все-таки вдоль по течению. Конечно, если при этом ветер и набегающая на борт лодки волна не настолько сильны, чтобы создавать опасность для рыболова. Впрочем, мне не раз доводилось видеть, как некоторые рыболовы все же ставят лодку поперек ветра даже при ловле на стоячей воде. В таком случае за подветренным бортом лодки образуется довольно тихий, без волн, участок, очень даже уютный для рыбалки. Так чаще всего поступают в том случае, когда в лодке находится не один, а два или три рыболова. Удочки ставятся поперек бортов по направлению ветра.

    При таком якорении рыбачить удобнее и свободнее. Сам я тоже не раз рыбачил в таких условиях. Но, повторяю, такой вариант допустим лишь при условии, если это позволяет сила ветра. Кроме того, такая рыбалка возможна лишь с жестких лодок, а для надувных она вряд ли уместна.

    Нередко доводится рыбачить на неглубоких водоемах, где местами встречаются участки с выступающими над водой водорослями. В этих местах волн почти не бывает даже при сильном ветре. А поэтому тут очень удобно якориться. На небольшой глубине, повторяю, необязательно сильно натягивать веревки для грузов, можно свободно опустить грузы вертикально. А подводные заросли надежно «схватят» опущенный груз, не дадут сдвинуться лодке с места даже при сильном ветре. Кроме того, отсюда очень удобно забрасывать крючок с насадкой за кромку водорослей, где чаще всего и гуляет рыба.

    Нелишне напомнить, что при ловле со стоящей на якоре лодки, особенно на небольшой глубине, необходимо соблюдать тишину. Нечаянный удар веслом или удилищем о борт лодки, а также другой посторонний звук сразу доходит до дна и может вспугнуть и даже разогнать рыбу. После этого придется немало ждать, пока наконец все успокоится и рыба вновь вернется к прикормленному месту.

    …А тот мой знакомый рыболов все же «помирился» со своей надувной лодкой и теперь с удовольствием на ней рыбачит. Правда, ради этого мне пришлось подробно разъяснять ему, как надо якориться. Надеюсь, что этот добрый совет окажется полезным и другим, особенно начинающим рыболовам.

    По материалам «Российская Охотничья газета» Автор К. Пашикин

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector