Как смазать подшипник вентилятора компьютера

В тишине и прохладе: чем смазать кулер компьютера, чтобы он хорошо охлаждал и не шумел

Жаркие предновогодние дни 2020-го – самое подходящее время заняться вопросами охлаждения наших маленьких железных «питомцев». Ведь праздники и последующие каникулы – отдых только для нас. А им предстоит пахать день и ночь ради нашего удовольствия и комфорта. Выдержат ли они такую нагрузку или взвоют от перегрева?

Чтобы компьютер хорошо охлаждался и не шумел, вентиляторы внутри него должны быть как следует смазаны. Эффекта фабричной смазки хватает на несколько лет, а дальше вопрос, чем смазать кулер, может встать для вас ребром очень неожиданно.

Хорошая смазка для кулера – какая она?

Литол? Солидол? Машинное масло? А подсолнечным тоже можно? А сливочным? А вазелином? Погуляв по интернетам и почитав советы бывалых, вы, скорее всего, запутаетесь еще больше, поскольку информации на эту тему много и она противоречивая.

На самом же деле хорошая смазка для кулера ПК – это средство с набором определенных свойств. Итак, она должна быть:

  • В меру жидкой и в меру вязкой, чтобы образовывать между трущимися поверхностями масляный клин, который будет препятствовать их контакту. Вентиляторы ПК вращаются на высоких оборотах, поэтому им не подойдет ни слишком жидкая, ни слишком густая смазка. Первая не обеспечит достаточного разделения трущихся деталей, вторая будет оказывать сопротивление вращению, а вследствие него – нагреваться, окисляться и терять рабочие свойства.
  • Способной к сохранению консистенции при температуре от 0°C до 80-200°C, не испаряться, не разделяться на фракции, не густеть, не разжижаться, не пениться.
  • Способной к проникновению и заполнению самых узких зазоров и полостей внутри вентилятора. С учетом того, что среди кулеров современных ноутбуков встречаются очень компактные модели.
  • Химически инертной, чтобы не вызывать коррозии и деформации пластмассовых, металлических и резиновых деталей.
  • С хорошими пластическими и адгезивными свойствами, чтобы обволакивать поверхности и не вытекать из вентилятора, если он негерметичен.
  • Способной к образованию устойчивой пленки в месте нанесения, которая обеспечивает антифрикционную защиту трущихся элементов во время набора скорости вентилятора, пока не сформировался масляный клин, а также при остановке.
  • Устойчивой к образованию комочков при попадании в нее твердых взвешенных частиц из воздуха.
  • Расфасованной во флаконы с застроенным носиком или шприцы. Такие емкости обеспечивают аккуратное введение смазки в вентилятор.

Кроме того, выбор смазки для компьютерного вентилятора зависит от типа его подшипника. 90% кулеров ПК оборудованы подшипниками скольжения, качения или тем и другим вместе (комбинированный подшипник). Подшипники гидродинамического типа (усовершенствованные подшипники скольжения), которые можно встретить в отдельных моделях дорогостоящих кулеров, герметичны и в смазывании не нуждаются, поэтому их рассматривать не будем.

Подшипник качения (первый на рисунке выше) состоит из двух колец различного диаметра, вставленных одно в другое. Между кольцами размещены тела качения, например, шарики, цилиндры или ролики, и сепаратор – элемент, который разделяет и удерживает тела качения на месте. Во внутреннее кольцо плотно вставляется вал крыльчатки вентилятора – эти две детали вращаются вместе. Смазка заполняет полости между телами качения, сепаратором и поверхностью колец.

Зазор между трущимися деталями в подшипнике качения имеет неравномерную ширину. В местах самого плотного контакта он равен нескольким микронам, поэтому масляный клин в нем не образуется. Для кулеров на подшипниках этого типа нужна смазка с высокими проникающими и пластическими свойствами, чтобы масляная пленка сохраняла устойчивость.

Подшипник скольжения (второй на рисунке выше) представляет собой полый цилиндр, куда помещается вал крыльчатки вентилятора. Между валом и стенками цилиндра, покрытого материалом с антифрикционными (препятствующими трению) свойствами, находится зазор, который заполняется смазкой.

К сожалению, ни моторные, ни тем более пищевые масла, ни вазелин, ни литол, ни солидол не обладают полным набором перечисленных свойств, а поэтому для смазывания вентиляторов ПК не годятся. Для таких узлов выпускаются смазки на основе силикона и синтетических масел, лучшие из которых мы рассмотрим ниже.

Лучшие смазочные материалы для компьютерных кулеров

Смазки Molykote

Molykote Omnigliss – дисперсия твердых смазок в минеральном масле с антифрикционными добавками и ингибиторами коррозии. Это продукт с превосходными проникающими свойствами, способный заполнять мельчайшие зазоры между деталями с образованием тонкой и очень скользкой масляной пленки. Он оптимально подходит для вентиляторов ПК на подшипниках скольжения.

Смазка Molykote Omnigliss работает в диапазоне температур от -30°C до 80°C, не боится влаги и пыли. Входящие в ее состав стабилизаторы препятствуют склеиванию твердых частиц (пылинок) и образованию сгустков.

Molykote G-4700 – синтетическая пластичная смазка для скоростных высоконагруженных соединений с высокими антикоррозионными свойствами. Хорошо подходит для вентиляторов на подшипниках качения и скольжения.

Продукт имеет расширенный диапазон рабочих температур – от -40°C до 177°C, сохраняет консистенцию во влажной и запыленной среде и препятствует образованию пылевых сгустков. Разового смазывания вентилятора ПК маслом Molykote G-4700 хватает на несколько лет активного использования.

Molykote G-4500 FM – синтетическая пластичная смазка для высокоскоростных вращающихся деталей, включая подшипники скольжения и качения. Продукт очень близок по характеристикам к Molykote G-4700 и отличается от него лишь возможностью использования в узлах, контактирующих с пищевыми продуктами. Хотя для пользователей ПК это не имеет значения.

Смазки EFELE

EFELE SG-391 – синтетическая пластичная смазка с высокими антикоррозионными свойствами, совместимая с различными видами пластмасс, эластомеров и металлов. Продукт сохраняет рабочие качества в диапазоне температур от -40°C до 160°C и пригоден для использования во влажной и запыленной среде.

Смазка EFELE SG-391 подходит для подшипников как скольжения, так и качения и рассчитана на долговременное использование. Вентилятор компьютера, смазанный EFELE SG-391, не потребует повторной обработки несколько лет.

EFELE SG-394 – термостойкая синтетическая пластичная смазка с высокими антикоррозионными свойствами, предназначенная для высоконагруженных скоростных соединений. Средство пригодно для смазывания подшипников скольжения и качения, работает в условиях агрессивных химических сред, не боится пыли и влаги.

Продукт рассчитан на длительное применение. Кулер, обработанный EFELE SG-394, избавит вас от шума на 1-3 года.

Смазки Steel CGC SPO

Steel CGC SPO-1 – химически инертное синтетическое масло, предназначенное для смазывания компьютерных вентиляторов. Диапазон его рабочих температур – от -20°C до 200°C. Масло имеет хорошие антикоррозионные свойства, пригодно к использованию в запыленной среде и совместимо с подшипниками любого типа.

Steel CGC SPO-1, как и другие продукты этой линейки, продается в 2-граммовых шприцах. Поэтому, в отличие от смазок EFELE SG и Molykote, расфасованных в 200-граммовые аэрозольные баллоны, обходится покупателям очень недорого.

Steel CGC SPO-2 – текучая силиконовая смазка для компьютерных вентиляторов на подшипниках скольжения и качения. Она образует в месте нанесения исключительно гладкую и устойчивую пленку толщиной несколько микрон, поэтому подходит для смазывания деталей, прилегающих друг к другу очень плотно.

Продукт химически инертен и не теряет своих свойств при сильном нагреве. Диапазон его рабочих температур составляет от -30°C до 300°C.

Steel CGC SPO-3 – восстанавливающая композитная смазка на основе синтетического масла. Предназначена для смазывания вентиляторов на подшипниках скольжения и качения. За счет того, что в ее состав входят твердые алмазные частицы (искусственные наноалмазы), она, по заявлению производителя, способна восстанавливать поврежденные трением элементы деталей и продлять срок эксплуатации вентиляторов.

Смазка Steel CGC SPO-3 сохраняет свои качества при температурах от -30°C до 300°C и может использоваться в сильно запыленной среде.

Как смазать кулер

Как понять, что вентилятор нуждается в смазывании

Как бы качественно ни был смазан вентилятор на фабрике, если он негерметичен, то рано или поздно эту процедуру придется повторить, иначе он будет шуметь и очень быстро выйдет из строя. Особенно если это вентилятор на подшипнике скольжения, которыми оборудуют бюджетные процессорные кулеры. А среди корпусных вертушек к этому типу относятся практически все, кроме самых дорогих.

Вентилятор, нуждающийся в смазке, начинает шуметь не сразу. Дешевые модели на подшипниках скольжения зачастую заявляют о себе шумом, когда масляный голод уже привел к механическому повреждению или деформации трущихся деталей. Исправить подобный дефект невозможно, смазка может лишь компенсировать его на короткое время, но долго такое устройство уже не прослужит.

Подшипники качения условно делятся на те, которые допускают смазывание и те, которые не допускают (герметичные). Вентиляторы на их основе стоят недешево, но и служат в несколько раз дольше, чем собранные на подшипниках скольжения.

Определить на глаз, что кулер нуждается в смазывании, возможно не всегда. Поэтому правильнее это делать не тогда, когда он начал завывать, а примерно 1 раз в год-полтора через 2-3 года с начала эксплуатации. Например, при чистке компьютера от пыли.

Порядок работы

Смазывание вентилятора – дело 10-ти минут. Для этого вам понадобится:

  • Отвертка для демонтажа устройства, если оно крепится на винтах.
  • Салфетка и кисть для удаления остатков пыли с вентилятора. Хотя при сильном загрязнении лучше промыть крыльчатку под краном при помощи щетки и моющего средства.
  • Плотная салфетка для защиты стола.
  • Салфетки, ватные палочки или зубочистки с намотанной ватой для удаления старой смазки, изопропиловый спирт.
  • Флакон или шприц со свежей смазкой.
  • Пинцет или узкая лопатка и игла.

Далее очистите вентилятор от пыли и расположите на столе нижней стороной вверх, где находится защитная наклейка.

Используя лопатку или пинцет, приподнимите край наклейки. В центре под ней находится резиновая заглушка, которая препятствует вытеканию смазки. Помогая себе пинцетом, снимите заглушку и с помощью иглы удалите фиксирующее резиновое кольцо, надетое на ось крыльчатки.

Извлеките крыльчатку из корпуса и тщательно удалите остатки старой смазки на обеих деталях с помощью салфеток и ватных палочек, смоченных спиртом. Еще раз очистите вентилятор от остатков пыли.

После очистки установите крыльчатку на место и нанесите на ее ось 1-2 капли свежей смазки. Следите за тем, чтобы масло не попало на липкую сторону наклейки, иначе она не будет держаться. Соберите устройство в обратном порядке.

Читать еще:  Как сделать чтобы беспроводные наушники работали вместе

Если смазка пролилась на наружные части вентилятора или вытекла из-под резиновой пробки, тщательно ототрите ее, иначе на это место будет налипать пыль.

Установите вентилятор в корпус ПК или ноутбука и включайте. Все готово!

Если при разборке вентилятора вы заметили какие-либо дефекты, например, то, что втулка подшипника имеет овальную форму, а крыльчатка покачивается в ней из стороны в сторону, то такой девайс стоит выбросить. Особенно если это часть процессорного кулера. От шума его не избавит даже самая лучшая смазка, а дальнейшая эксплуатация может привести к тому, что вам придется покупать еще и новый процессор.

Как и чем смазывают кулер компьютера и ноутбука?

Свойства смазочных материалов, применяемых в вентиляторах компьютерных кулеров, во многом определяют износостойкость последних. Неправильно подобранная смазка грозит шумами, вибрацией, выходом узла из строя. Чтобы этого не случилось, важно знать, чем и как смазать кулер компьютера или ноутбука.

Как выбрать смазку для кулера?

Интернет-поисковик выдаёт огромный объём информации в ответ на поставленный в заголовке вопрос. Однако большинство статей на эту тему поверхностно, а рассуждения пользователей технических форумов не подтверждаются фактами и основаны лишь на личном опыте. Между тем эксперименты со смазочными материалами без базисных знаний могут вызвать поломку не только охлаждающего устройства, но и неисправность дорогостоящих компонентов системного блока.

Каждый компьютерный вентилятор содержит подшипник. Последние бывают двух типов – качения и скольжения. Подшипники качения встречаются как закрытые, так и открытые. Первые, в отличие от вторых, не требуют периодической смазки. Подшипники скольжения изготовлены из специальных сплавов и материалов и содержат антифрикционные наполнители, что подразумевает длительный срок работы без профилактического нанесения смазки.

Для разных типов подшипников применяют различные смазочные материалы. Однако в вентиляторах современных систем охлаждения ПК львиную долю составляют узлы скольжения, поэтому сделаем упор именно на них.

Правильная смазка для данного узла должна соответствовать определённым критериям, это:

  • Оптимальная для высоких частот вращения вязкость. Данному требованию удовлетворяют относительно жидкие масла, но никак не густые материалы.
  • Наличие в составе смазки специальных дисперсионных добавок (например, тефлона) для более лёгкого запуска и остановки подшипника. Во время набора скорости и торможения вентилятора имеет место так называемый граничный режим с интенсивным уровнем износа деталей. Наполнители образуют плёнку и облегчают граничный режим.
  • Отсутствие любого негативного влияния (набухание, усадка пластика и резины, коррозия металлических сплавов) на компоненты вентилятора. Многие моторные, трансмиссионные и индустриальные масла не подходят для нанесения на подшипник компьютерного кулера, так как обладают такими эффектами.
  • Повышенные проникающие свойства. Смазка должна легко проникать в зазоры всех поверхностей устройства.
  • Повышенная адгезия (сцепление). Материал, обладающий низкой степенью прилипания, будет вытекать из узла.

Использование WD-40 для смазывания вентиляторов в компьютерах активно обсуждается в сети. Мнения противоречивы. В одних источниках утверждается, что средство отлично справляется с поставленной задачей, из других следует, что пользоваться им не стоит.

Между тем на официальном сайте компании-производителя WD-40 нет ни слова о том, что состав можно применять для смазывания кулеров ПК. Средство рекомендуется для удаления жира, битумных пятен, остатков клея и чистки электрических контактов. Им можно смазывать детали, которые не вращаются с большой скоростью. Вентиляторы сюда явно не относятся.

И всё же при обработке подшипника кулера химическим составом под маркой WD-40 эффект будет, но не долговременный. Процентное содержание масел в нём невысокое, а основные компоненты химически весьма активные, что грозит повреждением поверхностей движущихся частей вентилятора, их заклиниванием и выходом из строя устройства.

Графитовая смазка

Многие специалисты не рекомендуют пользоваться графитовой смазкой, так как:

  • графит является проводником электрического тока и может стать источником ещё больших проблем, нежели шум движущихся элементов системы охлаждения ПК;
  • графитовая смазка используется для обработки движущихся на невысоких и средних скоростях тяжёлых механизмов, а кулеры не из их числа.

С другой стороны, в некоторых специализированных составах, продающихся в компьютерных магазинах, можно встретить совсем небольшое количество графитовой пыли, улучшающей скольжение элементов подшипника.

Какое выбрать масло?

Исходя из вышесказанного, для смазывания вентиляторов наилучшими характеристиками обладают масла:

  • достаточно жидкие;
  • формирующие на поверхности плёнку;
  • обладающие эффектом заполнения шероховатостей и зазоров.

Это довольно большая группа материалов, и к ним однозначно не относятся животные и растительные составы в любых пропорциях и вариациях.

Наиболее подходят для обработки компьютерного кулера следующие средства:

  • Масла малой вязкости. Среди них оружейное, трансформаторное, машинное, веретённое и т. п. Они отличаются прекрасной проникающей способностью, создают очень тонкую плёнку. Рекомендуются для высокоскоростных механизмов с небольшой динамической нагрузкой.
  • Масла средней вязкости. Сюда относят моторное, трансмиссионное и пр. Образуют плёнку потолще, неплохо проникают и заполняют зазоры, дольше держатся на поверхности и могут справиться с высокими нагрузками. Имеют минус — нагружают механизм.

Отдельно стоит сказать про смазки высокой вязкости. К ним относят солидол, литол и т. д. Ими можно пользоваться, но с осторожностью, нанося мизерное количество, и только для обработки мощных кулеров (например, применяемых в блоках питания).

Густые смазывающие составы плохо проникают, но принудительное вдавливание в зазоры может на какое-то время (до покупки нового вентилятора) помочь запустить почти «убитое» устройство. Небольшие и микровентиляторы в ноутбуках смазывать такими составами нельзя.

Между тем в специализированных магазинах предлагается большой ассортимент смазывающих средств для кулеров. Эти синтетические смазки обладают абсолютной инертностью и работают в широком температурном режиме (от -20 до +200. 300 °C). Удобство работы и точное дозирование обеспечивает специальный шприц, в котором находится масло. И в большинстве ситуаций, лучше воспользоваться готовым решением (например, SPO-1 или SPO-2).

Как смазать кулер?

В компьютере может быть установлено как минимум два кулера: в блоке питания и на центральном процессоре. Также системы охлаждения устанавливают на производительные видеокарты. Непосредственно воздушная среда внутри системного блока может охлаждаться одним или двумя дополнительными вентиляторами.

Обычно кулерам не требуется профилактическая смазка, достаточно бывает прочистить (продуть) вентилятор и радиатор. Но если устройство сильно вибрирует и шумит, его нужно либо срочно менять, либо смазывать. Но прежде необходимо определить проблемное устройство.

Для этого вентиляторы попеременно (кратковременно!) притормаживают пальцем в центре крыльчатки. Не следует браться за лопасти, можно поранить руку. Методом исключения вычисляют проблемный узел. Последний в этом звене — кулер блока питания, так как обычно до него невозможно добраться без разборки.

Вентиляторы блока питания, процессора и видеокарты, так же как и дополнительные, установленные на корпусе, конструктивно устроены и разбираются одинаково. Различия могут быть в вариантах крепления и габаритах.

В некоторых случаях вентилятор не нужно снимать с радиатора или откручивать от корпуса. Обычно такое возможно, когда устройство гонит поток воздуха от радиатора или корпуса, а не на них. Если же наблюдается обратная ситуация, для того, чтобы снять узел, придётся обратиться к описанию конкретного компонента.

Как правило, на радиаторах центрального процессора и видеокарты вентилятор крепится на специальных защёлках. В блоке питания и на корпусе охлаждающее устройство прикручено винтами. Чтобы добраться до кулера в блоке питания, последний придётся снять и разобрать.

Чтобы добраться до подшипника, осторожно отклеиваем наклейку (круглая, расположена со стороны выхода проводов). Старайтесь не повредить её и не испортить липкий слой клея.

Дополнительно устройства снабжены резиновой или пластиковой заглушкой, что существенно облегчает процесс. Пробку нужно аккуратно поддеть острым шилом и вынуть.

Непосредственно крыльчатку вентилятора держит маленькая плоская разрезная шайба из пластика. Её нужно снять, воспользовавшись шилом и отвёрткой. Нужно быть предельно осторожным — данный элемент крепежа очень хрупкий. Теперь, чтобы извлечь крыльчатку, снимите резиновое кольцо с вала.

Перед смазыванием требуется убрать с поверхностей узла грязь и старую смазку. Для этого применяют чистый спирт или специальные очистители. Для данных целей не следует использовать ацетон и другие средства с агрессивными составами. Они могут повредить пластиковые и резиновые элементы вентилятора и нанести вред электронным компонентам двигателя.

После полного испарения очистителя поставьте крыльчатку на место и нанесите небольшое количество смазки (буквально каплю с иглы). Покрутите элемент за лопасти, чтобы масло распределилось. Крыльчатка должна свободно вращаться по инерции. После манипуляций закрепите кольцо и шайбу.

Протрите очистителем верхнюю часть крыльчатки и приклейте наклейку. Если последняя не держится, воспользуйтесь скотчем.

Смотрите видео, где домашний мастер показывает, как смазать кулер и рассказывает чем лучше это сделать:

Как часто нужно смазывать вентилятор компьютера?

Изначально в подшипниках кулеров заложено достаточное количество заводской смазки, она конструктивно защищена от воздействия негативных факторов извне и не требует профилактических мероприятий по замене или добавлению смазывающего состава. Однако тяжёлые условия эксплуатации, особенно непрерывная работа и высокий температурный режим снижают гарантийный срок действия смазки.

По этой причине обработку элементов вентиляторов в компьютерах и ноутбуках проводят по факту, когда появляются шумы или вибрации, генерируемые кулером. Однако, зачастую проблема решается заменой устройства на новое.

Наиболее подходящими для смазывания подшипников вентиляторов ПК являются синтетические машинные масла, например, автомобильное или состав для смазки швейных машин. Не стоит для этих целей использовать густые смазки, средства с обильным содержанием графита и агрессивные составы типа WD-40. Смазывать кулеры животным жиром или растительным маслом категорически противопоказано.

Как разобрать и смазать кулер
процессора, видеокарты и блока питания компьютера

Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым.

Читать еще:  Как самому сделать стикеры

Смазывать подшипники кулера нужно машинным маслом. Пробуя разные смазочные материалы, опытным путем я нашел лучшую для подшипников кулеров смазку заводского или самостоятельного приготовления. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.

Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

Как разобрать кулер компьютера

Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

Чтобы смазать кулер его необходимо снять с радиатора и разобрать. Без снятия кулер смазать невозможно, так как сторона доступа к месту смазки обычно прижата к радиатору. На радиатор процессора кулер зачастую крепится на защелках, которые на первый взгляд незаметны. Об одном из распространенных вариантов крепления кулера на радиатор процессора можете почитать в статье «Как снять кулер с радиатора процессора».

Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.

Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз незаметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

Делать эту операцию надо осторожно, чтобы не поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.

Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.

Если в кулере уцелело одно из колечек, то его нужно при сборке кулера установить на ось крыльчатки перед фиксирующей шайбой. В таком случае вполне возможно кулер будет работать тихо. В противном случае придется смириться с шумом или заменить кулер новым. Как заменить кулер, в том числе и нестандартных, о переделки разъема для подключения к питанию и цветовой маркировке проводов подробно изложено в статье «Как заменить кулер процессора, видеокарты, блока питания компьютера».

Как смазать кулер

Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.

Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.

Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу
Где найти для замены резиновое кольцо

По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.

Часто приходится заниматься ремонтом кулеров и решил поделиться опытом:

✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.

✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.

Почему в компьютере шумит кулер — как это исправить

Попробуем разобраться почему в компьютере шумит кулер, узнаем как это исправить и устраним шум вентиляторов своими руками.

Высокий уровень шума компьютерных вентиляторов довольно распространенная проблема и часто возникает на старых системах с плохой или непродуманной вентиляцией. Если компьютер давно не чистился от пыли, то рекомендую начать с этого. Затем узнать как поменять термопасту на процессоре и видеокарте. Но иногда проблема кроется в недостаточной смазке кулеров. Тогда потребуется смазать вентилятор, делается это просто, но возможно, потребуется разобрать его.

Чем смазать кулер компьютера чтобы не шумел

Можно использовать недорогой ЛИТОЛ, однако рекомендую масло для швейных машинок или воспользоваться качественной силиконовой смазкой для вентиляторов.

Литол: при его использовании нужно понимать, что придется полностью разбирать вентилятор. Снимать запорную шайбу, вынимать подшипники скольжения, отсоединять крыльчатку. Потом все почистить от старой смазки, пыли и только затем смазывать ходовые части вентилятора.

Качественная смазка: а вот силиконовая смазка для кулеров — это специальная синтетическая основа. Она не имеет в составе вредных веществ и подходит для любого вентилятора с подшипником скольжения. Примерно такие же свойства имеет масло для швейных машинок.

Солидол: оказывает то же действие на движущиеся детали вентилятора, что ЛИТОЛ. Использовал его неоднократно и скажу — Литол24 или ЛитолLUXE использовать, для смазывания кулеров, будет лучшем вариантом, после смазки на основе силикона.

Как смазываются вентиляторы в компьютере

Для смазывания и устранения дребезжания или шума достаточно отклеить этикетку, снять колпачок и закапать в отверстие немного силиконовой смазки из шприца, все, работа сделана. Если используется солидол или литол, придется разбирать вентилятор и очищать внутреннюю часть от налипшей грязи и старой смазки.

Хотя бывает, что вентилятор все равно шумит, даже после свежей порции смазки. Читаем ниже, чтобы узнать как это исправить, еще там есть обучающий видеоролик, на тему разборки несъемного кулера. Хорошо хоть, что при использовании качественного силиконового масла, процедуру смазывания приходится повторять, не чаще, чем раз в году.

Чем нельзя смазывать вентилятор

Нельзя смазывать вентилятор маслом, имеющим в своем составе животные или растительные жиры. Иначе есть риск поломки компьютера из-за короткого замыкания или перегрева.

Кулер в компьютере можно еще смазать другой синтетической смазкой, но прежде чем использовать ее убедитесь, что она выдержит температуру более 90 градусов и не имеет электропроводности.

ЛИТОЛ всему голова!

Если не слишком сильно раздражает временный специфический запах, тогда делаем выбор в пользу Литола LUXE. Главное его преимущество в том, что он дешев и продается в любом хозяйственном магазине. Еще можно поискать его в магазине запчастей для автомобиля и друга, у котороего есть велосипед, можно немного одолжить.

Как выглядит подшипники вентиляторов

Подшипник скольжения выглядит как силиконовый кружочек, оранжевого или черного цвета, иногда встречаются цельнометаллические.

Не следует путать цельнометаллический подшипник скольжения с подшипниками качения, которые внешне могут быть похожи. Ведь последние не смазывают, а заменяют новыми.

Когда стоит подшипник качения, повторяю, смазывать его не нужно, это бесполезно, он все равно будет дребезжать. Нужно почистить лопасти и внутренние части от пыли. А сам подшипник ватной палочкой протереть, можно смоченной в спирте, потом собрать «вертушку».

Все равно дребезжит? Тогда заменить подшипник на исправный, приобретаем по ссылке выше. Или покупаем новый вентилятор если на опорном стержне образовались невидимые глазу насечки, определяем по шороху при вращении собранной крыльчатки.

Читать еще:  Как сделать одуванчик из пластиковых бутылок

Как разобрать и смазать кулер на видеокарте, процессоре и блоке питания

Приступим, с начала вскройте крышку системного блока и вытащите плохо работающую «вертушку» из компьютера. Затем отклейте наклейку и тут мы подходим к самому ответственному моменту — вытаскиванию запорной шайбы.

Поддеваем ее отверткой или пинцетом на вентиляторе у которого есть специальное отверстие. А если отверстия для подачи смазки нет, такого как на изображении ниже. Придется вытащить крыльчатку, делается это просто, главное не отломать лопасти. Уперев большие пальцы в центр «вентиля», начинайте выдавливать крыльчатку до разъединения (помогает на видеокарте).

Справились, отлично, переходим к следующему этапу. Вытягиваем крыльчатку, подшипники, которых обычно два и отлаживаем в сторону, не потеряйте детальки. Теперь мы видим, какие у нас подшипники, качения или скольжения.

Когда кулер в компьютере шумит из-за подшипника скольжения, то исправить данную ситуацию нам поможет, как правильно подобранная смазка, так очистка от пыли и прежнего слоя жира с помощью ацетона или спирта, потом собираем все в обратном порядке, как было. Ну а когда беспокоит именно повышенный шум, тогда рекомендую проверить температуру основных элементов в системе программой AIDA 64.

Видеоролик на тему смазывания вентиляторов

Что-то не поняли, не беда, смотрим видеоролик на тему разбора и смазывания «вентилей» компьютера в домашних условиях.

Если шумит кулер блока питания

При доносящимся из блока питания шуме, нужно его разобрать и почистить, главное отсоединить от сети. Потом вытащить из пазов все провода MOLEX, SATA, PCI-E и остальные. Теперь положите его решеткой к верху, открутить четыре винтика по бокам лицевой стороны блока. Остается снять крышку и наконец, пройтись баллончиком со сжатым воздухом или кисточкой.

Так мы устраним основную причину почему шумит кулер блока питания, при дребезжании еще потребуется добавить смазки в вентилятор. Далее нужно собрать как было, закрепить на место провод питания 120 мм «вентиля» и проверить. Не помогло, значит ищем причину и просвещаемся дальше, друзья.

Почему в компьютере шумит кулер — как это исправить: 3 комментария

А чем литол или солидол хуже масла для швейных машинок? Я обычно добавляю в смазочное отверстие каплю, раскручиваю и все, работает как новенький. Но в последнее время появилась проблема, кулер снова начинает дребезжать через несколько недель, в чем может быть проблема?

Масло для кулеров или швейных машинок жиже, а значит можно не разбирать вентилятор на отдельные части для смазывания. Достаточно влить пару капель и прокрутить крыльчатку, масло само распределится как нужно. А вибрация кулера в корпусе, означает, что вентилятор пора полностью разобрать, почистить, обезжирить и смазать, например Литолом.

Как разобрать и смазать вентилятор на видеокарте, процессоре, блоке питания и других компонентах

Чтобы компьютер прослужил долгие годы и при этом хорошо работал, недостаточно проводить очистку его программной части. Нужно позаботится и о самом системном блоке. Так, аппаратные составляющие нуждаются в регулярной чистке от пыли. Кулер в компьютере или ноутбуке нужно не только очищать, но и смазывать.

В каком случае необходима смазка

Нет необходимости лишний раз разбирать компьютер. Он сам сообщит о необходимости в смазке. Достаточно послушать, как работает вентилятор. Если смазки недостаточно, то пользователь услышит характерный шум, дребезжание, которого раньше не было. В этот момент подшипники трутся о корпус.

Лучше не откладывать смазку на потом. К тому же, она не занимает много времени, а компьютер нуждается в ней для нормальной работы.

Что будет, если не смазывать вентилятор

Многие пользователи при первых подозрительных шумах и неисправностях несут свое устройство в сервисный центр. Но так делает далеко не каждый, ведь если все работает, то и нечего ремонтировать. На первый взгляд такая деталь, как смазка кулера может показаться незначительной. Но она способна привести к серьезным последствиям.

Вентиляторы служат для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты и других компонентов ПК или ноутбука. Если его элементы не будут смазаны и в пыли, то работать он будет в разы хуже. Это значит, что компонент просто перегреется. В этот момент могут выйти из строя и другие комплектующие. Замена потребует финансовых вложений, поэтому лучше смазывать кулеры видеокарты, процессора, блока питания и других компонентов вовремя, чтобы они не шумели и не вышли из строя.

Как выбрать масло

Обычные пользователи, которые не сталкиваются ежедневно с компьютерной техникой, отдадут предпочтение обычному маслу. Более того, многие специалисты в компьютерной тематике поступают именно так. Но важно знать, какое масло выбрать, подойдет:

  • машинное масло;
  • масло для швейных машин;
  • смазки для подшипников;
  • силиконовые смазки.

Каждым из вышеперечисленных вариантов можно пользоваться без опасения навредить компьютеру. Нельзя смазывать устройство растительным или оливковым маслом. К нему будет все прилипать, и вся система поломается.

Можно ли использовать WD-40

Такой вариант смазки предназначается для поверхностей и деталей, которые редко находятся в движении. Например, его применяют для обработки дверных петель. Вентилятор совершает до 5000 оборотов в минуту. Поэтому, такой вариант смазки кулера в домашних условиях не подойдет.

Как разобрать кулера

Все начинается с разбора системного блока и самого кулера компьютера или ноутбука. До места смазки нужно добраться. В зависимости от типа и строения комплектующих, процесс разбора будет отличаться.

Обычный вентилятор

Чтобы добраться до вентилятора, нужно разобрать системный блок. Делается это довольно просто:

  1. Для начала откручиваются болты, которые держат боковую стенку блока. Затем эта часть легко снимается.
  2. В зависимости от того, какой вентилятор нужен, откручивают болты на задней крышке или внутри самого блока.
  3. Когда вентилятор находится на столе, можно приступать к его смазке.
  4. В центральной части находится наклейка. Ее нужно аккуратно снять.
  5. За ней будет располагаться резиновая пробка, которая также снимается легким поддеванием ножом. Здесь и находится подшипник, требующий смазки.

После того, как вентилятор будет обработан, резиновую пробку возвращают на место и заклеивают ее наклейкой. Но возможность смазки предусмотрена не всегда.

Неразборный вентилятор

Исходя из названия, неразборное устройство не поддается разборке. Некоторые умельцы пытаются добиться своего силой, однако чаще всего это приводит к поломке. Такой тип лучше не разбирать для смазки, а использовать другой способ:

  1. Вентилятор достается из системного блока.
  2. В нем проделывается несколько отверстий в том месте, где обычно расположена пробка. Для таких целей используют раскаленную иглу.

Иногда попадаются такие версии неразборных вентиляторов, которые легко разбираются с помощью плоской отвертки. Поэтому, все зависит от модели. Но, если нет уверенности, что разбор пройдет правильно, лучше этого не делать. К тому же, смазать неразборный кулер можно и не разбирая.

Внимание! При проделывании отверстий стоит быть очень осторожным! Любое неверное движение повредит катушку или микросхему, что приведет к поломке и выходу из строя!

Кулер процессора

Вентилятор процессора проще всего обнаружить в системном блоке, обычно он единственный установлен на материнской плате. Для его разбора понадобится отвертка, которой будут откручены болты. Последовательность действий:

  1. Разбирается системный блок.
  2. С вентилятора процессора снимается радиатор.
  3. С помощью отвертки раскручивается болты по боковым сторонам.

После того, как кулер снят, можно провести чистку от пыли. Для этого берут ушные палочки и спирт. Можно, также, обработать место соприкосновения устройства и процессора термопастой.

Часто в качестве креплений используются пластиковые защелки – это зависит от модели процессора и его охлаждения. Смазка происходит стандартно, с извлечением пробки.

Вентилятор видеокарты

Чтобы смазать вентилятор видеокарты его необходимо снять. На видеокарте часто присутствуют защелки, которыми крепится кулер. Их необходимо протолкнуть руками или с помощью пинцета. Также подойдут плоскогубцы. После этого кулер будет отсоединен от видеокарты.

Блок питания

Процесс снятия кулера с блока питания может затянуться. Для начала достается сам блок. Чтобы его снять, на задней крышке системного блока откручиваются болты. Но недостаточно просто достать эту комплектующюю.

С обратной стороны блока питания находятся четыре болта, их также придется открутить, чтобы добраться к устройству. Если были подключены провода, их отключают, но обязательно запоминают расположение.

Чтобы снять кулер на ноутбуке понадобится несколько несложных шагов. Для начала снимают крышку, откручивая с задней панели все болты. После этого находят интересующий кулер. В зависимости от модели, вентиляторы снимаются тем или иным способом. Но, в большинстве случаев, необходимо только раскрутить болты отверткой.

Проблема может возникнуть только со снятием крышки, поскольку у всех моделей процедура различна – у некоторых достаточно открутить крышку на задней панели, а некоторые приходится разбирать чуть ли не полностью.

Как смазать вентилятор вентилятора

Смазка кулера компьютера или ноутбука сильно не отличается, поскольку принцип работы вентиляторов идентичен. Обработка маслом проходит по-разному, в зависимости от того, какой разновидности деталь. Если кулер обычный, то необходима смазка подшипника, который находится под наклейкой и резиновой пробкой. Сам процесс должен происходить очень аккуратно, масло не должно попасть на устройство:

  1. С помощью зубочистки или ватной палочки, удалить остатки смазки.
  2. На ось наносится небольшое количество масла. Если его слишком много, то из-за резиновой пробки оно попадет наружу. Это значит, что защитная пленка не наклеится.
  3. Вернуть все детали на место и закрыть крышку.

Чтобы не ошибиться с количеством масла, можно заточить зубочистку, окунуть ее в масло и аккуратно смазать подшипник.

Чтобы смазать неразборный кулер понадобится проделать отверстие по центру в задней части устройства. Для этих целей берут сверло или раскаленную иглу. После чего, в него заливается масло. Небольшим куском изоленты отверстие закрывается. При последующей смазке нужно будет только снять эту наклейку.

Как часто необходима смазка

Чтобы не возникало проблем с этим устройством, рекомендуется смазывать кулер с определенной периодичностью. Лучшим сроком будет 1 раз в 3 месяца. Такое время будет оптимальным, чтобы старое масло уже не действовало, но вентилятор еще не начал шуметь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector