Как сделать флейту из картона

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Изготовление флейты своими руками

Что понадобится

— ножовка;
— наждачная бумага: крупная, средняя и нулевка;
— металлический стержень для прожигания и орудования в канале;
— круглый напильник и полукруглый надфиль;
— нож для чистки отверстий после прожига;
— дрель, в которую вставляется стержень с намотанной шкуркой для чистки канала;
— полимерная нить для перевязки;
— компьютер или тюнер для настройки.

Выбор бамбука

Тут возможны два варианта — купить настоящий хороший бамбук или взять часть от бамбуковой удочки (то, что часто это не совсем бамбук, а очень даже листоколосник — неважно). Купить бамбук можно в строительных фирмах, продающих его для оформления интерьеров. Удочка — возможный, но не лучший вариант, так как обычно для них берется бамбук небольшого диаметра с множеством перемычек, которые надо будет убирать и шлифовать внутри. С другой стороны, на моей памяти удочки не давали трещин, в отличие от плохо просушенного бамбука строительных фирм. Впрочем, исключения случаются и в удочках, и в строительных фирмах, и выбирать надо внимательно.

Измерения:
1. Внешний диаметр 23-33 мм. Чем равномернее толщина по всей бамбучине — тем лучше.
2. Толщина стенок: 2-4 мм.

Хорошо бы не было трещин.

Обычно бамбук продается длинными стеблями, но в строительных фирмах можно попросить, чтобы отпилили, сколько нужно, или отпилить самому. Я обычно беру полутора- двухметровые бамбучины, из которых может выйти 2-3 флейты. Но чем короче — тем удобнее нести домой.

Диаметр и толщина стенок

Чем бамбук ровнее, тем лучше.

Бамбук состоит из сегментов. Каждый сегмент может образовывать свой конус, диаметр которого внутри на одном конце сегмента будет шире, а на другом — уже, а следующий сегмент снова будет конусом. Это неподходящая конструкция. Из неё всё же можно сделать флейту, но она будет однооктавной, поскольку вторая октава не будет строить. Внутренний канал флейты должен быть цилиндром либо конусом, причем сужающимся к выходу, не наоборот.

Вначале нужно понять, какую флейту будешь делать

От этого зависит, какой тип амбушюра будет у флейты. Например, на сяо перегородка у рассекателя воздуха традиционно оставляется, а у сякухати и кены — нет. У поперечных флейт перегородку перед отверстием амбушюра можно оставлять, а можно закрывать пробкой.

Отношение внутреннего диаметра флейты к длине должно укладываться в 1:25 — 1:30.

Если куплена треснувшая бамбучина, или если она треснула по дороге, то вначале надо ее перевязать. Потом можно отпиливать нужную длину флейты.

Удаление перегородок

Проверка канала. Видно, что перегородка сточена плохо.

Сегменты бамбука разделены внутренними перегородками, которые надо убирать. Их можно прожечь, а можно выбить.

Некоторые говорят, надо опустить раскаленный шарик от подшипника внутрь флейты, и он прожжет перегородку. По мне, это неудобно, так как нужно искать подшипник нужного размера — чтобы он хорошо подходил к диаметру, ведь если брать подшипник меньшего диаметра — это оставлять края у перегородок, а оставлять края значит ухудшать звук.

Я пользуюсь длинным железным 8-мм прутом и для выжигания, и для выбивания перегородок, и для прожигания игровых отверстий, и для стачивания перегородок намотанной на него шкуркой. Универсальная железка такая. Накалять прут можно на газовой плите или газовой горелке. Выбить перегородки — быстрее и проще, чем выжигать их, а их остатки можно отшлифовать длинным напильником или шкуркой, намотанной на тот же прут. Тем более что шлифовать внутри все равно надо — тонкая пленка на внутренних стенках при выбивании сдирается, отслаивается и портит звук. Например, слегка зудит. Остатки перегородок надо убирать крупной шкуркой, а шлифовать стенки — мелкой. Потом надо пройтись внутри мокрой тряпочкой, также намотанной на прут.

Вытачивание амбушюра

Амбушюры разных флейт

Острый край амбушюра позволит звучать полному диапазону волн от низких до высоких, поэтому чем острее звукопроизводящий край, тем лучше. От того, где он будет находиться и какой он будет формы, будет зависеть характер звука и, в некоторой степени, национальная принадлежность флейты.

Очень хорошо, если у вас есть образец, с которого можно скопировать амбушюр. По фотографиям и описаниям сделать труднее.

У разных флейт он делается по-разному. У сякухати, например, просто отпиливается кусочек под углом, шлифуется, и готово. Правда, на хороших сякухати делаются вставки в амбушюр из твердых пород дерева для лучшей сохранности звукопроизводящего края. Но звучать флейта будет и без нее, а технологически это сложнее, чем спилить уголок. У сяо вытачивать амбушюр надо полукруглым надфилем, долгое и нудное занятие. У кены довольно просто — круглым напильником снаружи и изнутри, чтобы получилась аккуратная выемка в крае, причем можно делать полукруглую выемку, можно квадратную, а можно углом. А у бансури совсем легко — надо просто прожечь отверстие. Другое дело, что прожечь его надо точно в нужном месте.

Амбушюр сякухати
Уголок бамбука аккуратно спиливается ножовкой под углом около 30 градусов так, чтобы углубление звукопроизводящего края внутрь флейты было около 3-5мм, и затем тщательно шлифуется сначала шкуркой покрупнее, потом нулевкой. После этого можно пропитать срез воском с помощью утюга и бумаги, тогда тот станет совсем гладким.

Амбушюр бансури
Отверстие прожигается так, чтобы его левый край отстоял от стенки перегородки или пробки на расстоянии от 1 до примерно 7 мм, иначе при передуве флейта не будет строить. Расстояние зависит от строения канала. Отверстие не должно быть маленьким, оно должно быть побольше, чем тоновые отверстия. На это, конечно, влияет диаметр флейты, но надо помнить, что в большое удобнее дуть. Лучше делать отверстие овальным. Угол рассекателя получается 90 градусов.

Амбушюр сяо
В крае прожигается или просверливается небольшое, достаточное для полукруглого надфиля косое отверстие. Потом аккуратно растачивается под углом 45 градусов, причем не так, как у сякухати, а наоборот. То есть, у сякухати косо с верхней стороны амбушюра и прямо с нижней, а у сяо косо снизу и прямо сверху. У сяо традиционно оставляется перегородка у амбушюра. Она достаточно тонкая, около 1-2мм толщиной, поэтому стачивается легко, в отличие от самой стенки бамбука. За этим нужно следить и не переборщить. Линия рассекателя выглядит как половинка круга.

Амбушюр кены
Берется круглый напильник (можно взять треугольный напильник или плоский надфиль — в зависимости от того, какой формы будет амбушюр) и в стенке флейты вытачивается «арка», причем и сверху, и снизу. Угол рассекателя получается около 30-40 градусов, снизу угол относительно стенок флейты намного меньше, более пологий, чем сверху, поэтому снизу заточка проходит дальше внутрь флейты.

Расчёт расстояний и прожигание отверстий

Кроме игровых бывают и настроечные, но об этом потом. Чаще всего флейты имеют мажорный строй. Это значит, что при последовательном открытии отверстий звук изменяется следующим образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон, например до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до — эта известная всем фраза является мажорным звукорядом.

Формула мажорной флейты

Чтобы сделать мажорную флейту, следует придерживаться формулы 17-10-5-10-8-7. Эти цифры — расстояние между центрами отверстий в процентах от длины флейты при условии, что их шесть. Это применимо и к продольной флейте, и к поперечной. На продольной последнее шестое отверстие (ближнее к амбушюру) удобнее делать снизу флейты — под большой палец; на поперечной сверху.

В принципе, отверстия можно вырезать ножом, только нож должен быть очень острым, а рука осторожной. Я предпочитаю прожигать. Тем более, что флейта приобретает потрясающий аромат, который держится несколько месяцев.

Ориентировочно диаметр отверстия равен 1/3 внутреннего диаметра флейты. Моим восьмимиллиметровым прутом получаются очень хорошие дырки, которые почти не надо править, а иногда прожигаешь так, что отверстие сразу точно строит.

Тоновые отверстия можно делать не круглыми, а чуть овальными,вытянутыми вдоль длины флейты — для удобной игры на полутонах при их частичном открытии. Это относится к маленьким флейтам, на которых играют подушечками пальцев,а не фалангами, как на больших. Третье отверстие должно быть диаметром примерно в полтора раза меньше остальных, поскольку оно полутоновое. Диаметр остальных будет зависеть не только от диаметра флейты, а еще и от того, насколько точно выдерживается формула и как хорошо она сочетается с внутренним строением канала. К примеру, если первое выжженное отверстие немного не дотягивает до тона, его надо сделать побольше с помощью напильника или ножа.

Читать еще:  Как сделать личинку замка под ключ

А вот наоборот не получится, хотя здесь есть уловка — залить края белым клеем. Когда клей схватывается, он становится прозрачным и не портит внешний вид, если его немного. Но если не уверен, то лучше вначале прожечь отверстие меньшего диаметра, а дальше увеличивать диаметр растачиванием при необходимости.

На больших флейтах нужны железяки большего диаметра. Для этого могут подойти сверла. Но не для того, чтобы сверлить отверстия, от этого флейта может треснуть, а для того, чтобы обратной раскаленной стороной их прожигать. На маленьких флейтах, соответственно, меньшего. Тогда для прожига нужен либо очень толстый гвоздь, либо не очень толстое зубило.

Каждое вновь сделанное отверстие необходимо проверять на частоту, и даже когда ещё нет отверстий, а только амбушюр — тоже надо проверять, ведь это ключ флейты, основная её нота. Причем угол амбушюра относительно губ при проверке должен быть самым удобным, то есть таким, что будет использоваться чаще всего, потому что угол наклона флейты можно изменять для плавания вокруг нот, для игры на полутонах.

Если на компьютере нет микрофона, то проверить настройку можно так: на несколько секунд на компьютере запустить звук нужной частоты, предварительно сгенерированный к примеру в Sound Forge, и одновременно подудеть. При неточной настройке из-за разницы в несколько герц появляются характерные переливы, которые называются биениями. Если звук ниже, чем нужно, то можно аккуратно увеличить отверстие, дожечь. А если выше — плохо. Придётся заливать отверстие клеем, пытаясь добиться уменьшения её диаметра.

Проверять частоту нужно и на второй октаве, с передувом. Если на одной и той же позиции пальцев первая октава даёт чистую ноту, а вторая октава высит или низит, значит либо канал внутри состоит из нескольких конусов, либо недоточены перегородки, либо неправильно установлена пробка. Чтобы выровнять октавы, надо во-первых постараться сделать канал ровным, во-вторых подогнать положение пробки относительно лабиума, то есть отверстия для вдувания, и в-третьих, если это помогло плохо, можно применить косую расточку игровых отверстий.

Косая расточка в сторону амбушюра применяется, когда вторая октава низит. Косая расточка в сторону конца флейты применяется, когда вторая октава высит. В первом случае подтягивается вторая октава, во втором повышается первая, и тут надо очень аккуратно работать, чтобы не слетел ключ флейты.

После того, как все готово, необходимо предотвратить возможное растрескивание флейты — перевязать ее. Потребуется полимерная нить толщиной 0,3-0,7 мм. Рекомендуется одеть перчатки, так как давление сильно натянутой нити на кожу довольно велико. Следы остаются на день-два.

Схема безузловой перевязки флейты

Белую полимерную нить можно варить в чае. Особенно хорошо подходят пакетированные — они красят лучше всего, и не надо потом убирать чаинки с нити. Варить от 5 минут до получаса, чем дольше — тем темнее нить. В результате получается золотистый оттенок, который отлично смотрится на любом бамбуке.

Чтобы сделать эстетично, можно предварительно выточить круговые канавки в поверхности флейты глубиной, равной толщине нити. Получится так, что рука не будет цепляться за обмотку флейты при движении по бамбуку.

Так выглядит утопленная в проточенном канале перевязка

Для надёжного сдерживания бамбука от растрескивания будет достаточно 15-20 витков. Меньшее количество будет хуже держать, а больше просто не нужно. Хотя у бансури традиционно на концах флейты делают широкие перевязки.

Полимерная нить тянется. Поэтому чтобы витки не отходили друг от друга в готовой обмотке, сначала следует её сильно растянуть. С катушки отматывается метр нити и максимально растягивается. После этого можно перевязывать.

Как сделать простую свирель

Давненько я тут не появлялся. Многие спрашивали про процесс изготовления флейт. Вот как раз сегодня я о нем немного расскажу. Сразу оговорюсь — тонкостей настройки здесь не будет. Я покажу как сделать самый простой вариант. Настройки флейты в обеих октавах довольно кропотливый процесс. Описывать его в небольшом DIY гайде нет смысла.

Итак, начнем. Сначала нам потребуется заготовка. В данном случае мне заказали флейту из бука. Скажу честно — бук я не очень люблю. Больше подходит клен, почти все виды фруктовых деревьев, граб, и конечно король деревянных духовых — самшит (но больно уж он дорогой для самоделки)))

Пилим заготовку длиной 300 мм и 30х30 мм в поперечном сечении. Для флейты в тональности Ре второй октавы — это оптимально на мой взгляд.

Для сверления я использую переточенные под другой угол сверла по металлу.

Такие сверла (сверла Левиса):

не люблю, потому что слишком они агрессивно вгрызаются в дерево, сложно контролировать процесс сверления.

Для того, что просверлить более-менее ровно лучше использовать направляющий бросок длиной 10 см, который просверливаете на сверлильном станке. Если такового нет, то просто на глаз стараемся держать сверло ровно. Я перепробовал много разных способов — чаще всего ровное отверстие — это результат везения. На большой длине сверло уводит.

В данном случае мне хватило запаса по толщине. Вы не поверите, но отклонение сверла от центральной оси в самом начале составило всего 34 минуты (кто не понял, это чуть больше половины градуса). Уловить такую разницу на глаз почти невозможно, поэтому берите заготовку потолще.

Для токарной обработки потребуется выточить сначала заглушки. Иногда их советуют делать коническими. Тут кроется большущий косяк. Конические заглушки приведут к растрескиванию заготовок. Поэтому делаем цилиндрические. Диаметр должен быть равен внутреннему диаметру канала. Если получилось чуть меньше — не страшно, вас выручить немного малярного скотча))))Волшебная вещь, почти как синяя изолента)))

Получилась деревянная трубка.

Следом идет самый сложный этап — превращение этой трубки в флейту.
Первым делом необходимо вырезать свисток. Сначала прорезаем окно лабиума. В данном случае оно должны быть 4х8 или 4х9. Сильно длинным делать его не стоит (2 октава инструмента будет с большой погрешностью, если вообще получится).Однако и меньше не стоит (первую октаву, особенно самые низкие ноты будет очень сложно взять).

Я рекомендую сначала прорезать не на всю длину (т.е. не на 4 мм, а на 2-3), когда будете формировать острие лабиума, окно увеличится само собой. После прорезания окна, вырезаем стамеской канал , в который будем дуть. И только после этого канала делаем острие лабиума.
Для пыжа я беру лиственницу. За несколько лет использования она показала себя очень хорошо — она не деформируется под длительным воздействием дыхания, что нам и требуется. Часто еще берут кедр, но я его не использовал, поэтому не знаю, как он себя ведет.

Для пыжа берем заготовку 13х13 мм и отрезаем от нее кусок длиной 20 мм. После этого придаем ей форму цилиндра. Можно сразу обточить на токарном станке, можно вручную, стамеской. На пыже формируется полочка, которая должна быть с наклоном в сторону губ исполнителя. В районе окна лабиума канал должен быть не более 2 мм, а лучше меньше. При этому острие лабиума должно быть выше пыжа где-то на 0,1-0,2 мм.
После того, как получили базовую ноту, в нашем случае Ре второй октавы (D5), использую наш расчет:

сверлим игровые отверстия. Отверстия сверлятся последовательно, после каждого проверяется по тюннеру, если есть отклонения (проверяются обе октавы), то инструмент настраивается.

Возможны 2 варианта:
1. Если нота звучит ниже, чем надо. В таком случае берем надфиль (если погрешность небольшая) или бормашинку (если погрешность значительная) и делаем игровое отверстие овальным, обрабатывая его со стороны ближе к лабиуму. Делаем это до тех пор, пока не получим приемлемого качества (об это ниже).

Читать еще:  Как собирают грецкие орехи

2. Если нот звучит выше, чем надо. В таком случае делаем новую флейту:))) А если серьезно, то если погрешность незначительна, то это можно исправить с помощью пчелиного воска, нанеся немного на сторону отверстия ближе закрытому концу флейты (лабиуму). При этом надфилем слегка растачиваем противоположную сторону отверстия. Если же погрешность велика, то исправить это невозможно. Как вариант вырезать из того же дерева пробку, заткнуть отверстие и просверлить новое, немного сместив его к открытому краю.
Теперь о качестве. Для недорогих флейт я считаю приемлемым качество звучания с погрешностью 10-15 центов. Почему именно такое, да потому что эту погрешность можно нивелировать исполнительским мастерством. Главный момент заключается в том, чтобы погрешность была одинаковой для всех нот, тогда инструмент будет звучать гармонично. Большая погрешность недопустима. Инструменты, которые в обеих октавах настраиваются с идеальной или близкой к идеальной точностью стоят обычно существенно дороже, т.к. требуют времени для настройки.
Теперь о финишной обработке

Канал ствола обрабатывается льняной олифой. Я рекомендую новую деревянную флейту периодически обрабатывать льняной олифой (только натуральной) в течение первого месяца. После уже необязательно.
Снаружи я обрабатываю спиртовым раствором смолы (смола может быть любая). А после полирую с восковой полиролью (готовлю сам из пчелиного воска и льняного масла).
Вот что в итоге у нас получилось

И еще один вопрос, который частенько задают — как я дезинфицирую флейты перед отправкой заказчику. Все просто — спирт наше все:)))
В завершении прикладываю обе части видео, где я постарался показать поподробнее. Если остались вопросы — пишите в комментах.

Мастер-класс по созданию флейты любви

Данный мастер-класс посвящён изготовлению замечательного музыкального инструмента — флейты. И сделаем мы не просто флейту, а флейту любви! По-простому, пимак. Этот инструмент имеет замечательный мягкий звук и приятный тембр, который никого не оставит равнодушным.

Чтобы данную флейту смогло сделать как можно больше людей (а ещё лучше — все, кто просмотрел данный мастер-класс), в работе мы не будем использовать ничего экзотического. Это касается как материалов, так и инструментов. Постараюсь всё изложить в краткой и доступной форме. Все вопросы пишите в комментариях. Итак, начнём 🙂

Для работы нам понадобится:

Материалы:

Инструменты:

  • лобзик;
  • надачная бумага;
  • напильник;
  • набор надфилей;
  • плоскогубцы;
  • острый нож;
  • гвоздь;
  • тюнер.

Выше приведён краткий список основных инструментов. О всех остальных буду говорить по ходу дела, они обычно есть у всех наверняка.

Из чего мы делать? Будем делать из такого экзотического материала, как бамбук. Использовать именно этот материал советую по простой причине: с ним проще всего работать, и нет необходимости тратить времени на формирование канала. Об этом следующий абзац.

Лирическое отступление. Традиционно пимак изготавливается следующим образом: берётся какая-либо палка, распиливается или раскалывается пополам. В каждой половине формируется желоб. Затем половины склеиваются и из полученной деревянной «трубки» изготавливается флейта.

Мы же пропустим все эти трудоёмкие и времязатратные стадии и будем использовать готовую «трубку», какой и является бамбук.

Купить бамбук можно в садовом магазине. Обычно в таких магазинах продаются бамбуковые опоры в кокосовой стужке. Стружка нам не нужна, выбрасываем. Бамбук оставляем. И используем не по назначению. А вообще, в оборот можно пустить пару бамбуковых удочек, если таковы имеются.

Итак, берём бамбук.

Устройство пимака таково, что вдуваемый человеком воздух идёт не напрямую на срез свистка, а через предварительную камеру. Подробно не рассказываю, обо всём этом поймёте в процессе изготовления. В крайнем случае можно почитать в интернете.

Начнём мы с формирования свистка. Для этого необходимо немного сточить напильником колено бамбука (именно над коленом, а не где попало). Стачиваем заштрихованную область.

После стачивания должны получить что-то вроде этого.

Затем размечаем будущие свистковое и вдувное окошки. Линейкой и карандашом. По крайней мере, нормальные люди берут их. Я беру калькулятор и карандаш.

Окошки по форме близки к квадрату, хотя длина (параллельна колену) чуть больше, и составляет примерно четверть диаметра флейты. Размеры свисткового окошка играют важную роль, размеры и форма вдувного (через которое будет идти воздух) не так важны, это окошко может быть хоть круглым или треугольным. На фото свистковое снизу, вдувное сверху.

Важный момент! Разметить нужно так, чтобы внутренняя перегородка бамбука была строго между окошками. Причём как можно ближе к свистковому окошку. И не надо рассчитывать по внешнему колену. Снаружи колено может быть в одном месте, а перегородка внутри немного смещена на 2-3 мм. А это для нас важно.

Далее необходимо эти окошки вырезать. Я использую для этого самодельный нож (если его так можно назвать) из осколка полотна ножовки по металлу.

Этим ножом мы продавливаем контур вот таким образом

Сделав это несколько раз, мы добьёмся нужного результата

Далее берём плоский надфиль и доводим всё до ума

Причём срез свисткового отверстия мы должны сточить под некотрым углом (30-45 градусов). Это видно на следующем фото, свистковое окошко дальше от нас.

Теперь отвлечёмся ненадолго от свистка и обратим внимание на тело флейты. Пока что мы имеем? Неготовый свисток на бамбуке. И всё. При этом наша флейта пока даже трубкой не является (мешает внутренняя перегородка под другим коленом). Поэтому нужно решить эту проблему.

Для этого требуется отпилить флейту либо до колена, чтобы его вообще не было. Либо отпилить после колена (а может и оставить всё как есть) и убрать внутренню перегородку. Выбор зависит от планируемой тональности (чем она ниже, тем флейта длиннее) и от физики флейты. Подробно про физику не будем. Главное, запомнить правило: размер флейты от свистка до конца должен насчитывать от 17 до 20 внутренних диаметров. Ни больше, ни меньше.

Лобзиком отпиливаем флейту как нам нужно и закругляем надфилем края, если они неровные.

Пример до и после.

Вот теперь, когда флейта уже становится похожей на флейту, вернёмся к изготовлению свистка. После того, как мы причесали окошки, необходимо сточить заштрихованную область на глубину около миллиметра

Сделать это можно небольшой стамеской или всё тем же ножом. Далее подровнять надфилем или наждачной бумагой.

Вид сбоку. Здесь лучше видно глубину только что сформированного прямоугольного желоба, скажем так. Это будущий канал, по которому будет идти воздух.

Далее, в данном случае из обрезков бамбука (хотя можно взять что угодно, главное, чтобы это «что-то» было плоским с одной стороны) мы делаем блок. В самом простом варианте это ровная прямоугольная дощечка, которая должна полностью покрывать наш «прямоугольный желоб». А вообще в качестве блока профессионалы порой используют различные резные фигуры и прочие красоты из дерева.

Наклеиваем данный элемент на своё законное место. При этом не забываем сначала предварительно прижать его пальцем на своё место и проверить звук. Прижимаем и дуем в бамбук со стороны вдувного окошка. Звук не должен передуваться и шипеть. Если передувается, блок нужно сдвинуть от свистка. Если шипит, то, возможно, глубина желоба велика, и необходимо сточить его напильником. Это лишь два варианта плохого развития событий. В каждом случае нужно смотреть индивидуально. Но, допустим, что у вас всё хорошо, и вы приклеили блок куда надо. Получиться должно что-то вроде этого

Осталось дело за малым — сделать отверстия. Первое отверстие (ближнее к свистку) должно быть на расстояинии равном 25-28% длины флейты от свистка до конца. Остальные пять с интервалом в 7-9% длины. Размечаем.

Берём что-нибудь очень горячее (например гвоздь). Берём не руками, а плоскогубцами (хотя если вместо гвоздя что-то длинное, можно и руками) и жгём дырки. Жжём, жжём. В общем, шесть раз жжём.

Получаем уже нечто, очень похожее на флейту

Далее берём тюнер, полукруглый надфиль. Взяли? И теперь долго и упорно растачиваем отверстия, чтобы звук попадал в ноту. Строй пимака — минорная пентатоника. Музыканты-теоретики знают, что это такое. Я нет, поэтому просто использую шпаргалку, какие должны быть ноты.

Читать еще:  Как сделать зимнюю резину мягче

Важно! Для любителей сэкономить время. Ни в коем случае не используйте свёрла и дрель. По крайней мере обычные. Флейта треснет, пока вы будете делать первое отверстие. Если уж не хотите тратить час своего времени на расточку отверстий, используйте бормашинку и насадки к ней. Либо микродрель-гравер, используемый для гравировки. У гравера высокие обороты, это не позволит флейте треснуть.

Ну, наконец мы сделали игровые отверстия нужного диаметра, используя все известные и неизвестные методы проделывания дырок отверстий. Получилось вот так.

Осталось дело за малым — украсить и пропитать. Украшаю капроновыми нитями тёмно-синего и красного цветов и пропитываю внутренний канал льняным маслом. Флейта готова!

Спасибо за внимание! Будут вопросы, пишите. И не забывайте присылать фотографии ваших флейт 🙂

Флейта Пана из коктейльных трубочек

Подобные музыкальные инструменты известны не только в Греции. У многих народов есть аналоги флейты Пана. Например, русский народный инструмент кугиклы (кувиклы, кувички, кувицы, цевницы). Интересно, что в кугиклах каждая трубочка флейты имеет свое название — «гудень», «подгудень», «средник», «пятушка» и т.д. В кугиклах они не скреплялись, чтобы было легко менять их порядок на нужный строй.

20 комментариев:

Молодцы! Очень здорово придумали!

ух ты! классно. И правда работает? Прямо сейчас побегу делать)
Спасибо за участие в проекте)

Этот комментарий был удален автором.

Мы тоже так делали 🙂 Затем, чтобы звук свистящий появился, иначе будет просто воздух без звука практически выходить

Работает, еще как:) Катя целый вечер ходит и «играет» на ней: «Эй зверятки, бантиком хвосты!» Это, конечно, на губной гармошке надо играть, но и так тоже подходит ))))

Из трубочек легче сделать, надо моей Кристинке показать, а то она мучалась бумажки в труб очки скручивала:)))

Ну, это тоже полезно;) Просто бумага в этом случае не очень практична, а флейта из трубочек проживет дольше.

Здорово! Вот бы еще понять, как конкретные ноты на каждую трубочку «настроить». Высота звука ведь от длины трубочки зависит.

Это только на слух подбирать:)У меня муж хорошо это умеет, а вот я совсем музыкального слуха лишена, к сожалению.

Тростник говорите?) а бамбук не подойдет?;) у вас скоро уже будет весь набор оркестра) Флейта супер))

И бамбук подойдет. Только у нас он не растет, а хочется самим сделать от самого начала до конца 🙂

Классно большое спасибо работает прекрасно и без пластилина

Действительно, пластилин в таких тоненьких трубочках практически ничего не меняет. Он нужен, скорее, для того, чтобы флейта была «настоящей». Но для тростниковой флейты, например, закрытые трубочки уже будут давать совсем другой эффект.

А у нас нет звука почему-то?

А вы для начала потренируйтесь гудеть просто на бутылке или на отдельной трубочке. Там надо «поймать» нужный угол. А когда получится, тогда и флейта зазвучит 🙂 У моей Кати тоже не сразу получилось.

Ух ты,классно. Спасибо большое,а то нам задали по природаведению,и я сразу смотреть.СПАСИБО.

Как я рада, что пригодилось «для дела» 🙂

Один мой коллега по работе, во время перерыва, сделал такой инструмент из листа ячеистого поликарбоната. Разрезал его наискось, со стороны косого среза заклеил торец монтажным скотчем, и Валя, инструмент готов.

Какой интересный способ!)))

Чтобы оставить комментарий*, напишите текст в окошке и выберите в «Подписи комментария» профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя — оно отобразится в подписи.

Флейта Пана (Кугиклы) своими руками

Я уже писала неоднократно, что очень ценю редкие на нашем сайте мужские мастер-классы. Поэтому с удовольствием представляю вам рассказ Дмитрия Дубровского о том, как сделать музыкальный инструмент Флейта Пана (Кугиклы) своими руками. Сейчас, конечно, уже не время собирать тростник в наших широтах, но на следующий год может пригодиться, сохраните себе в закладки.

Детская флейта из тростника своими руками

«Тростник — удивительный природный материал. Просто кладезь для разного рода поделок. Многие народы на Земле издревле использовали его в хозяйстве и искусстве. Полое устройство стебля само по себе напрашивается на изготовление духового инструмента. Один из самых простейших инструментов – кугиклы. Подобный духовой инструмент разные народы именуют по-своему: най, скудучай, сампоньо, сиринкс и т.д. Также инструмент известен как дудочка или флейта Пана (в честь древнегреческого козлоногого бога). Изготовить ее самому не трудно. По сути это набор трубок разной величины.

Эта дудочка обязательно порадует вашего ребенка. Лучше, если делать кугиклы вы будете вместе с ним. С педагогической точки зрения. Особенно на первом этапе.

А первый этап – сбор материала. Уделите один выходной для прогулки на свежем воздухе. Тростник растет по берегам рек, прудов. С собой стоит прихватить нож, перчатки и резиновые сапоги. Собирать тростник необходимо осенью, в октябре. В это время он уже полностью созревает.


Итак, вы в зарослях тростника. Необходимо выбирать ровные стебли, приблизительно одного диаметра.


«Накосить» нужно много, так как в процессе очистки часть неизбежно пойдет в брак. Дабы не везти домой лишний органический мусор, очистить стебель от листьев рекомендуется на месте.


После очистки намного легче выявить кривые стебли. Их тоже желательно срезать. Оставшуюся охапку качественного сырья забирайте домой.


Тростнику нужно дать просохнуть. Дома найдите удобное место, где ваша «добыча» может спокойно полежать пару дней (иногда неделю). Класть на батарею или сушить феном не стоит.

Что же, тростник высох. Как видно тростник состоит из трубочек, соединенных между собой «коленцами». Определите пять таких трубочек. Нужно чтоб они совпадали по диаметру и длине. Теперь отделим тростинки. Если вы не можете виртуозно работать ножом, то рекомендуется взять лобзик. Последующие манипуляции проделайте сами, без участия ребенка.

Аккуратно распиливаем ровно посередине коленца. Полученные трубки с обеих сторон защищены мембранами. Нужно их проколоть. Подойдут нож или же большой гвоздь.


Потом очищаем сердцевину трубки от мякоти. Вам понадобится ровная круглая палочка чуть меньшего диаметра.

Или круглый надфиль. С надфилем нужно быть предельно осторожным, не переусердствуйте. Внутренние стенки должны получиться гладкими. Продуйте ее.

Первая трубка – самая длинная. По ней отмеряем длину остальных четырех. Потом обрезаем каждую по уменьшению от первой. За мерило послужит ширина большого пальца.


Это ведь народный инструмент, ювелирная точность не обязательна. Зачищаем концы наждачной бумагой (невысокой зернистости) от неровностей. Можно проверить звучание. Зажмите пальцем один конец трубки, в другой дуньте. Но дуть нужно не как в шарик или обычную дудочку, а вскользь. Делаем полуулыбку «Моны Лизы», прислоняем свободный край дудки к нижней губе вертикально и дуем.

Завершающий этап. Все трубки нужно соединить «в шеренгу». Классический народный способ довольно трудоемкий. Нужно все трубки связать попарно, а после вместе нитью. Закрепить это все расщепленными пополам теми же тростинками. Есть альтернативный вариант – холодная сварка.


В любом хозяйственном, либо магазине автозапчастей оная имеется. Стоит совсем недорого. Состоит она из двух компонентов, которые нужно перемешать, разминая в руках как пластилин. Но не обязательно смешивать все содержимое упаковки. Оставьте половину, пригодится.

Скрепляем части нашей дудочки Пана. Через пару часов все схватится, намертво. Поэтому следует положить будущий музыкальный инструмент в место, где его не потревожат. Теперь нужно заткнуть нижние отверстия. Как альтернатива подойдет пластилин. Или оставшаяся холодная сварка. Катаем колбаску равную внутреннему диаметру дудочек, режем на равные части. Затычки готовы. Готовы кугиклы. Играем, наслаждаемся.

Дайте теперь ребенку, пусть попробует поиграть. И ничего, что сразу не получается.
И маленький совет напоследок. При игре на кугиклах играют (дуют) диафрагмой: от силы, с которой выдувается воздух, зависит и тон звука.»

Большое спасибо Дмитрию за этот мастер-класс по изготовлению флейты Пана своими руками. А как она должна звучать, можно послушать в этом видео автора:

В Воронеже есть «Музей забытой музыки» Сергея Плотникова, слушаем кугиклы:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector