Как сделать деревянную катану

Московский Клуб Кендо и Иайдо Сёгун

Главное меню

Навигация по записям

Изготовление рукояти для катаны [часть 1]

Здравствуйте, дорогие кенши!

Сегодня я хотел бы рассказать, как самостоятельно изготовить рукоятку (цука) для катаны (иайто, шинкен). Подготовить настоящий обзор меня сподвигла необходимость восстановить свой старый иайто, у которого по ряду обстоятельств отсутствовала рукоять. Делать рукоять на заказ в России или Японии достаточно накладно и занимает много времени и ресурсов. Поэтому я решил сэкономить время и деньги, плюс проверить место откуда растут руки. 😂😂😂

В этом обзоре я расскажу, как выточить рукоять из дерева и подготовить её к намотке (цукамаки), о которой я расскажу в следующем обзоре.

Любой будока занимающийся иайдо или баттодо хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда рукоять катаны по тем или иным причинам приходила в негодность. Обычно рукоятка катаны имеет два изъяна — это цукамаки (намотка цукаитто) и место крепления хвостовика катаны. Если перемотать цукаитто — это не совсем сложная и затратная задача, с которой справится любой, понадобится лишь новый шнур и сноровка. То с разболтанным хвостовиком дела обстоят сложнее. В зависимости от ситуации (если нет критичного повреждения целостности рукояти) можно решить и эту проблему, смешав опилки со столярным клеем, и залив в отверстие для хвостовика. После чего потребуется вставить сам хвостовик в отверстие с субстанцией, чтобы субстанция заполнила все лишние полости, и вытащить его перед тем, как он намертво приклеится. Однако, такой способ не всегда работает. Если рукоять из-за болтающегося хвостовика треснула, то для своей безопастности и безопастности окружающих такую рукоять необходимо заменить.

Ну, либо кому-то захотелось иметь парадную или наоборот «рабочую» рукоятку, то этот обзор также будет полезен для изготовления оной. А как это правильно сделать — пойдёт речь дальше. 😏

Для начала Вам понадобится сама катана (в разобранном виде). Часть коширае для цука, а именно: хабаки, сеппа (2 шт.), цуба, фути и кашира.

Последние две позиции очень важны, так как обычно рукоять вытачивается под фути и кашира определенного размера. От этого зависит выбор материала, а конкретно — его размеры.

Из инструментов понадобятся: тиски, струбцина, ножовка, набор напильников и наждачной бумаги разной зернистости, стамеска (если есть резец по дереву, то это облегчит задачу), нож, алмазная точилка (понадобится для заточки стамески в процессе, ибо тупая стамеска — это боль!), киянка, набор линеек, маркер и эпоксидный клей.

Для заготовки рукоятки лучше всего использовать дерево твёрдых пород. Можно использовать «традиционное» дерево — магнолию или павлонию, однако, их достаточно сложно найти в России, да и цены кусаются. Если для Вас происхождение вашей рукояти не имеет значения, то самый распространенный и доступный вариант — это российский дуб. Есть несколько интернет магазинов, которые предлагают к продаже бруски для поделок разной длины и ширины. В среднем цены колеблются от ₽ 500.00 до ₽ 1,500.00 за брусок. Лично я сэкономил и использовал в качестве заготовки остатки от паркета из массива итальянского дуба. 😎

N.B. Паркетная доска либо любое другое слоёное дерево не годится в качестве заготовки! И, наверное, не стоит упоминать, что дерево должно быть сухим!

Итак, все необходимые материалы и инструменты у нас есть. Переходим непосредственно к процессу изготовления рукоятки. Примерное время изготовления — два дня.

Перед этим нам необходимо определится с размерами рукоятки. Размеры — штука индивидуальная. Я могу предложить лишь измерить вашу «рабочую» цука, которая удобна в использовании.

Расскажу на своём примере. Длинна моей цука (вместе с фути и кашира) — 280 мм. Ширина в самом широком месте (вместе с цукаитто) — 45 мм. Толщина (вместе с цукаитто) — 25 мм. Длина цукамаки (между фути и кашира) — 260 мм. Ширина цукаитто8 мм.

N.B. Здесь необходимо быть очень внимательным! Так как в зависимости от материала (хлопок или шёлк) и натяжения, а так же способа намотки, шнур может быть разной ширины, и от этого сильно зависит количество шагов (ромбиков), которые можно намотать на рукоятку между фути и кашира, а так же пространство для нижнего узла. Чтобы не было зазоров и узел «влез», я советую посмотреть как ваша «рабочая» рукоятка намотана, и прикинуть (с учётом материала) какая длинна рукоятки потребуется.

Определившись с финальными размерами будущей рукоятки, нам теперь необходимо определится с размерами заготовки. Конечно, сама деревянная рукоять под самэгава (шкура ската) и цукамаки намного меньше размеров, которые я указал (за исключением длинны). Но, как мне кажется, не стоит брать заготовку совсем впритык, так как работа с твёрдым деревом предполагает определенный уровень мастерства. Поэтому при отсутствии оного зачастую случаются огрехи производства (где-то струганули слишком много). Если взять заготовку чуть больше, чем размеры рукоятки в сборе, то в случае ошибок будет больше места для манёвра.

Для своей рукоятки я взял в качестве заготовки два бруска, каждый из которых длинной

25 мм (см. фото выше).

Теперь необходимо выбрать наиболее ровные стороны (это понадобится в дальнейшем). Собираем катану для замеров. Плотно надеваем на хвостовик хабаки, сеппу, цубу, а затем другую сеппу. Размещаем собранную конструкцию на одном из брусков (см. фото ниже) по центру. Максимально точно обводим маркером. Так как обычно хвостовик катаны не совсем плоский, с одной стороны широкий, а с другой узкий, то на другом бруске делаем тоже самое зеркально (перевернув катану). Это важно, когда мы склеим заготовки, то должно получится отверстие для конкретного хвостовика.

N.B. Я обвёл толстым маркером хвостовик (см. фото выше), вырезать полость для него я буду внутри этой линии. Очень важно, чтобы хвостовик был идеально подогнан в разрезе, иначе он будет болтаться. Глубина отверстия при этом не очень важна, так как потом это можно будет убрать напильником.

Берем в руки стамеску и начинаем выстругивать желоб для хвостовика. Следите за тем, что у одного края желоб должен быть глубже, чем у другого. Постоянно проверяйте глубину и ширину, прикладывая хвостовик. В конце концов хвостовик должен идеально вставляться в желоб и не «гулять» в нём.

Конец желоба можно сделать на 3-5 мм длиннее, чем длина хвостовика. Это необходимо на тот случай, если вы будете подгонять фути, стачивая верх рукоятки, чтобы потом хвостовик не сильно торчал из неё при сборе и вам не пришлось бы использовать прокладки.

Читать еще:  Как сделать печь из бумаги

N.B. Я специально не показываю на фото, что необходимо просверлить дырки для мекуги, так как в моем случае я буду делать новое отверстие (мекуги-ана) во время финишной сборки. Если же Вас устраивает имеющееся отверстие под мекуги, то до склеивания необходимо просверлить отверстие в каждой половинке будущей рукоятки. Обратите внимание, что на хвостовике оно идёт под углом. Соотвественно, наметьте сначала сверлом меньшим диаметром, а после склеивания можно будет просверлить по размеру.

Когда оба желоба для хвостовика готовы, соедините их вместе, зажав в тиски, чтобы проверить, как садится в это отверстие хвостовик.

Всуньте и высуньте хвостовик из заготовки. Если он входит достаточно плотно, но при этом без лишних усилий, и если не гуляет, то можно переходить к следующему этапу. Если же не входит до конца, то следует ещё подточить излишки. Если же хвостовик немного гуляет, то эту проблему можно будет решить при склеивании заготовки.

Следующий шаг — подготовка к склеиванию. Ранее я указал, что необходимо выбрать наиболее ровные части заготовки. Это сократит нашу работу с напильником. Теперь нужно обе половинки будущей рукоятки сначала обточить напильником, а потом наждачной бумагой так, чтобы они ровно и плотно прилегали друг к другу.

Итак, обе половинки идеально соприкасаются друг с другом. Теперь мы готовы к склеиванию. У меня был опыт склеивания рукояти специальным столярным клеем. Однако, я думаю, что эпоксидный клей более прочен и долговечен, а самое главное — прост в использовании. Я использовал эпоксидный клей в специальной упаковке (как шприц), которая при нажатии сразу смешивает компоненты, на выходе выдавая нужную нам субстанцию.

N.B. К сожалению, на следующий этап согласно инструкции нам отведено 5 минут, поэтому было не до фотографий. Заранее снимите коширае с катаны!

Берем «шприц» с клеем и выдавливаем линией «U» вокруг желоба для хвостовика. Не стоит выдавливать слишком много клея на это место, так как излишки потекут внутрь. Оставшуюся ниже желоба часть намазываем клеем обильно.

Аккуратно вставляем хвостовик в намазанную клеем половинку, после чего накрываем другой половинкой.

Сильно зажимаем эту конструкцию в тиски в районе начала желоба. Конец заготовки сильно сжимаем струбциной. У нас есть приблизительно 5 минут, чтобы вытащить хвостовик.

Теперь вернёмся к моменту «если хвостовик у вас гуляет». После того, как мы зажали склеенную заготовку в тиски, часть клея попала в желоб для хвостовика. Это нормально! Чтобы избежать люфта в будущем, не вытаскивайте сразу хвостовик хотя бы в течение минуты. Как почувствовали, что он вытаскивается с трудом, вытащите его на половину и вставьте обратно. Повторите эту процедуру несколько раз в течение отведённых минут. Теперь все лишние полости заполнены эпоксидным клеем. Когда он застынет, то люфт хвостовика исчезнет.

N.B. Хвостовик необходимо сразу же почистить!

Оставляем нашу конструкцию сохнуть согласно инструкции на 8 часов. Этого вполне достаточно, чтобы заготовка склеилась «намертво». 👌

Итак, восемь часов прошло. Наша заготовка надежно селилась и готова к дальнейшей обработке.

Как видно на фото выше, по сути наша заготовка — это брусок. Этому бруску нужно предать овальную форму. У нас есть осевая линия — это линия склеивания половинок. её следует придерживаться. Начинаем обтачивать все стороны равномерно, но не слишком много (см. фото ниже).

По моему опыту удобнее будет определиться с формой, если приложить фути к верхней части рукоятки.

И обвести фути маркером. В дальнейшей обработке заготовки стоит придерживаться этой формы.

Далее с помощью стамески стачиваем с заготовки достаточно дерева, примерно не доходя до овальной линии 1 мм.

На этом этапе необходимо определиться с направлением рукояти, а так же подогнать фути. Поэтому с помощью стамески и напильника вытачиваем ободок под фути.

После того как мы подгоним фути и смонтируем катану на рукоятке, нам будет проще определиться с направлением, где убирать излишки дерева.

Теперь рукоятка начинает вырисовываться из заготовки. Пора подумать о форме будущей цука. Она может быть прямой от начала до конца; она может быть шире в начале и уже в конце; она может быть заужена по середине, как песочные часы (лично я предпочитаю такую форму). Определившись с формой, нам следует наметить эту форму на заготовке. На фото ниже можно наблюдать небольшой изгиб сверху рукояти. Сделав такой же снизу, получим нужную нам форму.

Рукоять не должна быть толще (шире) чем кромка фути и кашира. Так как по бокам в дальнейшем будет расположатся полоски самэгава, а потом и цукамаки. Это всё придаст нужную нам толщину, поэтому смело состругаем все излишки.

N.B. Цукамаки должны быть вровень с фути и кашира!

Перед тем как перейти к финишной обработке рукоятки, нам необходимо разместить кашира на конце рукояти. Подгоняем кончик рукояти под кашира. У кашира имеется два отверстия для финального узла цукамаки. Однако, эти отверстия сейчас недоступны. Наша задача сделать их доступными. Для этого нам понадобится круглый напильник и немного терпения. Зажимаем вертикально рукоять в тиски. Надеваем кашира на неё. Отмечаем место для отверстия с двух сторон. И вытачиваем отверстие, как показано на фото ниже.

В итоге у нас должно получится что-то вроде этого (см. фото ниже), когда кашира надета на рукоять.

Собрав фути и кашира, доводим напильником и наждачной бумагой нашу рукоятку до финишной обработки. Обязательно, чтобы стороны рукоятки были достаточно плоскими, чтобы на них можно было бы разместить самэгава.

В итоге мы получили цука по нашим размерам для нашей катаны, которая готова к финишной обмотке (цукамаки), о чём я расскажу Вам в следующем обзоре.

Stay tuned! 😎

Настоящий обзор (текст и фотографии) подготовил Брагин Андрей Евгеньевич, специально для Московского клуба кендо и иайдо Сёгун.

Устройство рукояти японской катаны

Устройство рукояти японской катаны, это знание необходимое заказчику при заказе катаны, мастеру при изготовлении катаны, да и любому, кто углубляется в тему совершенного японского холодного оружия – катаны.

Тут мы рассмотрим один из элементов этого оружия, а именно устройство рукояти катаны.

Общее название рукоять: цука.

Устройство рукояти японской катаны

И так приступим:

Цука – рукоять катаны.

Цука – рукоять катаны

Касира – навершие. Скорее даже, крышка, которая имеет декоративное и практическое назначение. Касира – завершает рукоять металлической крышкой и имеет отверстие под пропуск ленты, которая используется при оплетке рукояти.

Самэ – кожа ската, традиционный материал обтяжки деревянной рукояти катаны. Дорогостоящий материал.

Читать еще:  Как смотать показания водяного счетчика

Самэ – кожа ската

Хо – деревянные накладки рукояти катаны.

Мэнуки – декоративный элемент, используемый при отделке рукояти катаны.

Мэкуги – отверстие и штырь, используемый для удержания рукояти катаны.

Накаго – это основание лезвия, на которое монтируются элементы рукояти.

Фучи – крепежная и декоративная муфта рукояти, вместе с касирой удерживает деревянные накладки рукояти, собранными.

Сэпа – металлические шайбы, несут как декоративную, так и практическую функцию. Всего две штуки устанавливаются с двух сторон от цубы.

Цуба – гарда катаны. В отличии от европейского меча, у японского меча функция защиты кисти руки при ударе с помощью цубы, было последним делом.

Цуба – гарда катаны

Хабуки – крепежная муфта, основная задача создавать плотное соединение клинка и ножен.

На изображении не отмечено. Но не менее важно указать и такой элемент, как:

Цука-ито – лента при помощи, которой делается обмотка рукояти.

Рукоять катаны мастерской “Зброевы фальварак”

Теперь, мы знаем терминологию. И понимаем из чего состоит рукоять японской катаны. Теперь, использую эти знания, мы можем разобрать, в чем состоит стилизация рукояти у изготавливаемых мастерской «Зброевы фальварак» – катан.

Для примера возьмём одну из ранее изготовленных катан:

Рукоять катаны мастерской “Зброевы фальварак”

Как видите, мы делаем не разборную рукоять, но при этом, сохраняем значительное количество, характерных элементов оригинальной рукояти катаны .

Мэнуки, фучи, сэпа – это литье из латуни.

Цука-ито – кожаная лента, что не менее характерно для катаны.

Самэ- обычная кожа.

Отсутствует: мэкуги и хабуки.

Вот фото стандартного набора на рукоять катаны, мастерской “Зброевы фальварак” (отстствует мэнуки, но она также входит в набор)

Стандартный набор на рукоять катаны, мастерской “Зброевы фальварак”

В целом, это высокий уровень стилизации. Однако, мы стремимся к большему.

Но стандартно наша рукоять выглядит именно так .

Как Сделать Из Дерева Катану

Как сделать катану из дерева.

Всем привет и в этом видео я буду делать катану из дерева.

КАТАНА ИЗ ДЕРЕВА СВОИМИ РУКАМИ / Конкурс «Золотой лобзик»

В этом видео вы узнаете как легко сделать Катану из дерева из игры Warface! ▻Хороший гравер: https://goo.gl/xzRxEh ▻Мага.

Как сделать Катану Genji из дерева? Overwatch

В этом видео вы узнаете как легко сделать из дерева катану Гэндзи из Overwatch! ▻Резинкострелы Arma: https://www.arma.toys/.

Катана своими руками за 30 минут. Катана из дерева

Мастера на все руки

Наша группа в ВК https://vk.com/public126310816.

КАК СДЕЛАТЬ КАТАНЫ ДЭДПУЛА

Этом видео я расскажу как сделать своими руками катаны Дэдпула из игры DEADPOOL THE GAME. Катаны сделаны из мдф.

Wood Samurai Sword | Меч самурая из дерева

Когда в мастерской решил отвлечься от основной работы и сделать такой меч) When in the workshop I decided to distract from the.

DIY Как самому сделать деревянную катану

Как самому сделать деревянную катану Трафарет: http://www.mediafire.com/file/tc66cra4gce6g4b/Katana_templates_2.zip Подпишись на канал.

КАК СДЕЛАТЬ КАТАНУ ИЗ ЛИНЕЙКИ — ПЕРЕРУБИЛ БАНКУ ФАНТЫ НА ДВЕ ЧАСТИ

https://vk.com/id483156771 — добавляйся в друзья и зарабатывай вместе с трейдером! Сегодня я покажу вам как сделать.

КАК СДЕЛАТЬ КАТАНУ НА СЛУЧАЙ АПОКАЛИПСИСА [] КАТАНА ИЗ ХЛАМА

Я старался сделать видео как можно короче. но что-то пошло не так. надеюсь вам зайдёт. Музыка : Fivefold — Just.

КАК СДЕЛАТЬ КАТАНУ ИЗ ДЕРЕВЯННОЙ ЛИНЕЙКИ — РУБИТ ФРУКТЫ И ОВОЩИ

Выиграй ценные призы тут: https://goo.gl/PYwDvJ БОНУС 50р и по ссылке 20% на первый депозит! Создай свою коробку на RanBox.

Как легко сделать деревянные мечи дома! смотреть всем! Очень просто!

DO IT THEMSELVES

Видео с выступления с ЭТИМИ МЕЧАМИ: https://www.youtube.com/watch?v=_1Wv2ppWQZM Штаб в ВК: https://vk.com/do_it_themselves Music: The Rodeo .

КАТАНА из дерева своими руками

чертежи — https://yadi.sk/d/9OaXt9nxjHDrRw VK-https://vk.com/id299015870 INSTA-https://www.instagram.com/korepinlev/ ПОМОЩЬ .

Мечи из дерева своими руками

How to make a Wooden Katana from hardwood flooring // Woodworking

I Like To Make Stuff

I was inspired to make a wooden katana using left-over hardwood flooring! Subscribe to my channel: http://bit.ly/1k8msFr Second Channel: http://bit.ly/iltms-2 .

СНАЙПЕРСКАЯ ВИНТОВКА. SNIPER RIFLE.

Снайперская винтовка своими руками из дерева. Давайте вспомним, как мы это делали тогда и посмотрим, как.

КАК СДЕЛАТЬ ЛУК И СТРЕЛЫ СВОИМИ РУКАМИ?)))

Лайк, за длинный видос) Ребят, не забывайте посещать нашу группу во вконтакте, там публикуются анонсы всех.

СТАЛЬНАЯ КАТАНА НА СЛУЧАЙ ЗОМБИ АПОКАЛИПСИСА СВОИМИ РУКАМИ

Всем привет, я продолжаю делать безбашенные вещи из металла, на этот раз я покажу как скрафтить стальную.

СТАЛЬНАЯ КАТАНА САМУРАЯ ПОСТАПОКАЛИПСИСА СВОИМИ РУКАМИ

Скачивай Vikings: War of Clans и получай 200 голды и бесплатный щит: ➤ Android: https://bit.ly/2WRorpC ➤ IOS: https://bit.ly/2Io10eL Конкурс.

Making Wooden Bokuto (bokken)

Handmade wooden bokuto (bokken) from hornbeam wood. There I try to show all steps of making the training sword in this video.

Как сделать катану из дерева

Всем хай сегодня мы сделаем катану из дерева.

Оружие из дерева, сделанное своими руками

Вам нравится оружие из дерева? Или вы думаете, как сделать его своими руками? Посмотрите на коллекцию деревя.

Как сделать катану (ну почти. )

Ковал первый раз, не ругайтесь) Слаль — рессора от Москвича, закалка в воде. Зерно мелкое, меч стекло царапает.

КАК СДЕЛАТЬ КАТАНУ ИЗ ЛИНЕЙКИ — ПЕРЕРУБИЛ БАНКУ КОЛЫ НА ДВЕ ЧАСТИ

Как сделать керамбит — https://youtu.be/igzyDRSGYhM Сегодня мы будем делать Катану из Линейки diy и про тестим против овощ.

Как сделать ножны для катан Дэдпула Deadpool’s katana’s sword

В этом видео я покажу и расскажу как сделать своими руками их хлама и мусора ножны для мечей катан Дедпула.

Overwatch КАТАНА ГЭНДЗИ своими руками homemade GENJI’s katana

В этом видео буду собирать катану Гэндзи из Overwatch. Катана будет сделана из пластика и дерева. В рукоятке.

Как сделать ружье из дерева | оружие | своими руками | дробовик | пистолет | обрез |

В этом видео показано как сделать ружье, оружие, своими руками, дробовик и пистолет или обрез. Остальные.

Как сделать звездочку ниндзя из CD диска в домашних условиях своими руками

Подробная инструкция «Как сделать звездочку ниндзя из CD диска» Для этого понадобится: 1. CD/DVD диск. 2. Маркер.

Как сделать сюрикэны Гэндзи Genji’s Shuriken DIY Prop

Сюрикен — японское метательное оружие скрытого ношения . Как правило, в арсенале воина сюрикены были допол.

Процесс создания катана

Клинок меча подобен
Потоку горного ручья.
Любуюсь им прозрачным летним утром.

Случалось ли вам прикасаться к самурайскому мечу и чувствовать под рукой не холодную сталь, а горячий, живой поток энергии? Как будто в этом клинке сосредоточена душа мастера, который его изготовил, и эмоции воинов, которые вытаскивали его из ножен, чтобы защитить честь самурая.
Катана появилась в обиходе японских воинов примерно в XII—XIII веке и за минувшие с тех пор столетия ее конструкция почти не изменилась. Меч попадал в руки самураев уже одухотворенным, на его изготовление требуются годы.
Каждое поколение мастеров вносило в изготовление катаны собственные нюансы.
Сегодня различают мечи 4 эпох:

  1. Като (изготовлены до XVI века включительно);
  2. Синто (XVII век);
  3. Синсинто (конец XVIII—начало XIX века);
  4. современные Гэндайто.
Читать еще:  Как сделать птицу счастья своими руками

Мечи различаются как по текстуре и цвету клинка, так и по свойствам. У катан эпохи Като темно-серые клинки, у лучших образцов металл отполирован до бархатистой матовости. Сталь мечей Синто и Синсинто более светлая и яркая.
Причина такого различия не в том, что традиции мастеров Като были утрачены, а в том, что для производства мечей более поздних эпох использовалось другое сырье, влияющее на боевые качества оружия. Например, современные катаны и мечи Синсинто без труда разрубают связки бамбука, в то время как клинки Синто крошатся, а Като сминаются.

Название частей катаны.
Производство металла
Металл, из которого изготовлена древняя катана, имеет уникальную слоистую структуру. Существует несколько технологий получения высококачественной оружейной стали для катан.
Первый способ изготовления стали
Железную руду, богатую примесями вольфрама и молибдена, добывали из песка сатетсу. Полученное сырье пережигали, разрубали на крошки и опять пережигали. Этот процесс насыщал железо углеродом, превращая его в сталь-сырец — оросиганэ. Чтобы отделить качественную сталь от металла, ослабленного наличием шлаков, оросиганэ расковывали, охлаждали в воде и измельчали, легко выламывая зашлакованные куски. Большое значение имело качество воды, поэтому большинство кузниц размещались у горных рек и родников. Поскольку сталь-сырец была недостаточно однородной, ее ковали и сваривали несколько раз до тех пор, пока не получалась высококачественная чистая сталь.
Второй способ изготовления стали

Еще один метод получения стали появился в Маньчжурии и стал активно применяться японскими мастерами в конце XIV века. Заключался он в длительном плавлении железной руды в татара-печах. Процесс был трудоемким, дорогим, но эффективным: для получения 5 тонн выплавленного металла, называемого кера, требовалось несколько дней и не один десяток тонн угля. Почти половина керы — это сталь с 1,5-процентным содержанием углерода. Оставшаяся часть представляла собой конгломерат нескольких металлов, включая и чугун дзуку.
Прежде чем стать оружейной сталью, металлу предстояло пройти еще одно испытание, — испытание временем. Заготовку закапывали во влажную землю вблизи вулканов и гейзеров, и за несколько лет ржавчина выедала «слабые» части металла.
Обработка металла: снижение содержания углерода
Из полученной одним из указанных способом обогащенной углеродом стали делали заготовку для будущего клинка. При этом надо было снизить насыщение стали углеродом, поскольку его содержание более 0,8% делает металл твердым, но хрупким после закалки.
Углерод выжигали непосредственно из заготовки клинка поэтапно. Сырцовую сталь расковывали в пластину, охлаждали в воде и раскалывали. Полученные куски сортировали и выкладывали на лопатку из железа или сырцовой стали, фиксировали с помощью глины и проковывали при высокой температуре. Получившийся брусок складывали вдвое, надрубив поперек, сваривали, затем складывали еще раз вдвое, на этот раз надрубив вдоль и снова сваривали.
Таких циклов проводили несколько, до 15-ти. С каждым таким удвоением содержание углерода понижалось: после первого этапа на 0,3%, после каждого последующего — на 0,03%. Таким образом, можно было довольно точно уловить момент, когда уровень водорода в стали снижался до нужных 0,8%. Каким будет конечный состав стали, каждый мастер решал сам: кто-то предпочитал работать с прочным, но более мягким металлом, а кого-то интересовала твердость, даже если клинок при этом становился очень хрупким.
Каждый этап с удвоением добавлял новые слои заготовке. С математической точки зрения их должны быть миллионы, но поскольку в процессе сварки молекулы тончайших пластин смешивались, то в реальности слоев получалось несколько тысяч.
Техники различных оружейных школ
У каждой из более чем 1 800 оружейных школ были свои собственные секреты ковки клинков из полученной высококачественной стали. Но при этом каждый мастер следовал единому для всех правилу: лезвие длинного меча должно быть твердым, а остальные части — прочными, но более мягкими.
Большинство мастеров делали клинки трехслойными по схеме сан-май: твердое, но хрупкое остро отточенное лезвие окружено с двух сторон более мягкими вязкими обкладками из железа. Немного усовершенствованная технология подразумевала обертывание стального клинка железной «рубашкой» с трех сторон.
В знаменитой провинции Бидзен, признанной оружейным центром Японии, применяли совершенно противоположный технологический прием — кобу-си. Мастера из Бидзена использовали железо для изготовления основы клинка, которую «обворачивали» оружейной сталью. Из сплошной части стальной «рубашки» отковывали лезвие клинка. При этом необходимо было знание особых способов закалки, которые обеспечили бы клинку высокую эластичность без потери твердости.

Типы японских клинков.
Заточка и шлифовка
Изготовив из полученной стали слегка изогнутый 60—70-сантиметровый клинок шириной 3 см, мастер приступал к заточке и шлифовке. Катана заточена только с одной стороны, чтобы меч можно было использовать и в конной, и в пешей битве. Смещение центра тяжести к острию облегчает нанесение рубящих ударов.
Шлифовали клинок тоже поэтапно, каждый раз уменьшая зернистость шлифовального круга (всего использовали 9—12 кругов). На последнем этапе мастер полировал сталь подушечками пальцев мелко растертым древесным углем. Появление зеркального блеска означало рождение катаны.
После полировки на клинке проступала продольная линия — хамон, обозначающая границу между матовой поверхностью стального лезвия и зеркально блестящей более мягкой частью, дзиганэ. На самых качественных клинках дзиганэ имеет узор хада, похожий на поверхность дамасской стали.

Клинок катаны
Иногда хамон называют линией закалки, что не совсем верно, но имеет под собой основу. Если клинок закаливали по технологии кобуси, то хамон проявлялся благодаря использованию глины. Перед закалкой часть клинка, которая должна была сохранить вязкость, обмазывали глиной, оставляя свободной область лезвия. Клинок разогревали и закаливали в воде. При этом открытая часть остывала быстрее, приобретая нужную твердость, а часть, спрятанная под глиной, становилась более эластичной за счет долгого остывания. На стыке этих областей и появлялся хамон. Лезвие, закаленное таким образом, получало название яки-ба, что значит, обожженное.
Знатоки называют меч самураев, катану, самым совершенным холодным оружием, которое когда-либо было создано человеком.
В качестве примера современной работы по созданию катана можно посмотреть это видео.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector